Краткая история современных креплений

30. ноября 2013 | От | Категория: Отзывы и обзоры

Сначала, очень-очень давно, креплениями служили свернутые в кольцо ивовые прутья или ветви деревьев. Потом для этого приспособили кожаные ремни. В середине девятнадцатого века норвежец Сондре Норхейм (тот самый, который изобрел поворот телемарк), решил, что чтобы управлять лыжами более надежно, нужно получше зафиксировать ботинок. И прикрутил его к лыже при помощи корней березы. Его прыжки и спуски были очень эффектными, зрители восторгались, но до массовости было еще далеко.

К 90-м годам девятнадцатого века лыжи постепенно перестали быть уделом крестьян и охотников – появились странные люди, катающиеся на лыжах с гор во время отдыха. Но подъемников тогда еще не было, и в гору им приходилось подниматься пешком. Чтобы облегчить участь идущих вверх по снегу, были придуманы крепления, позволившие пятке ботинка свободно перемещаться вверх-вниз: кожаная петля для носка ботинка и ремень, притягивающий пятку к этому ремню.

А в самом конце девятнадцатого века появилась металлические скобы, через которую продевался ремень, фиксирующий носок ботинка и удерживающий ботинок «на месте».

В начале века двадцатого многие компании начали придумывать и выпускать различные конструкции, в основе которых лежала та же идея – металлические скобы и ремни, а в 1905 году один из производителей кабелей придумал устройство, удерживающее пятку прижатой к лыже. Это был тросик, проходящий через направляющие. К 1920 году эти крепления были усовершенствованы – на лыжи установили жесткую металлическую «переднюю головку» — скобы. Именно такая конструкция получила название «Кандахар» в Европе и «медвежий капкан» в Северной Америке. Капкан – потому что крепления настолько эффективно фиксировали ботинки, что лыжники были «в ловушке» у своих лыж. Очень скоро появилось и устройство, позволяющее быстро застегивать трос спереди от ботинка. Крепления подобного типа были очень популярны – фиксировать ботинок стало намного удобнее, чем при помощи кожаных ремней. Росло количество отдыхающих – а вместе с тем и число сломанных ног.

Следующий прорыв произошел в конце 30-х годов, когда сломавший ногу горнолыжник Хьяльмар Хвам придумал первую переднюю головку креплений, освобождавшую ботинок при падении — Saf-Ski.

Перед войной появилась масса конструкций – одни использовали пластину, прикручивающуюся к подошве ботинок, для работы других нужно было прикручивать к ботинкам крючки или выступающие элементы – еще не было единого стандарта подошвы и крепления, так что каждый производитель старался, как мог.

Например, во Франции в конце 40-х появились крепления на основе пластины, которая привинчивалась к лыже. В нужный момент она поворачивалась, предохраняя ногу от скручивания. Помимо этого, еще и гасила кратковременные удары и возвращала ботинок на место – это была первая конструкция с такой важной характеристикой, как эластичность. А поскольку ботинки тогда еще были из кожи, то у пластины было и еще одно назначение: она исключала влияние нежесткой кожаной подошвы на механизм раскрытия, что существенно улучшало надёжность срабатывания.

В начале 50-х были выпущены первые крепления с раскрывающимися носком и пяткой – Cubco. Поскольку на пятке выпускавшихся тогда ботинок не было места для их фиксации чем-то кроме троса, крепления поставлялись вместе с небольшими металлическими деталями, которые привинчивались шурупами к подошве ботинок. Контакт металл по металлу обеспечивал более надёжное срабатывание креплений. В это же время появилась и первая действительно массовая модель креплений с раскрывающейся передней головкой – Look Nevada, была выпущена лишь в 1950 году.

И понеслось… Marker в Германии придумал две передние головки, удерживающие края носка ботинка, а затем объединил их в одну. Как и Look, она имела регулировку усилия срабатывания и получила широкое распространение. В США появляется конструкция передней головки, которая могла открываться во всех направлениях. Там же в середине 50-х рождается первая пятка, в которую можно было встегнуться, просто наступив на нее – как мы это делаем сейчас. Конструкций было очень много: несколько десятков предприятий по обе стороны Тихого океана выпускали крепления – и все они были совершенно разными. Так, к концу 50-х на рынке было уже около 35 только передних головок различных систем.

В конце 50-х появляются первые модели пластиковых ботинок: наконец подошва стала действительно жесткой! Шестидесятые были временем рождения не только пластиковых ботинок, но и самых разнообразных конструкций как с крепящимися к подошве ботинка пластинами так и без них, порой весьма экзотических – например таких, в которых была реализована система притягивания ботинка к лыже после срабатывания креплений тросиками. Представляете: упали, лыжа отстегнулась, а потом сама подъехала и пристегнулась… Появились открывающаяся вверх передняя головка или модель с комплектом пружин из которых лыжник выбирал наиболее ему подходящую. Но основное, все же, было связано с появлением пластиковых ботинок с жесткой, а что самое главное — стандартизированной подошвой. И распространенные варианты креплений с дополнительными пластинами и всевозможными крепящимися к ботинку железками начали терять свою популярность.

В последующие годы появились практически все механизмы, которые есть в современных креплениях: антифрикционная вставка под носком ботинка, система открытия пятки, передняя головка, удерживающая носок ботинка сверху, практически все крепления стали эластичными, а к концу 60-х ведущие производители Marker, Geze, Tyrolia и Salomon производят крепления с пяткой, в которую можно встегиваться, не наклоняясь.

Попутно с совершенствованием креплений, в начале 60-х начали выпускаться и ски-стопы различных конструкций. Сначала их выпускали отдельные компании, позже и производители креплений стали комплектовать свои изделия этими механизмами. «Прародителем» современных ски-стопов, наверное, можно считать те, которыми комплектовались в середине 70-х модели креплений Tyrolia.

В то время усилия срабатывания креплений еще не были стандартизованными и мало того: пружины многих из выпускаемых креплений не соответствовали нанесенным шкалам. Соответственно, вскоре появляется довольно простое устройство, позволяющее в магазине или прокате проверить и отрегулировать усилия срабатывания любых креплений. И те крепления, у которых шкала расходилась с реальностью, постепенно перестали пользоваться спросом. Началась эпоха производителей — «китов». Но стандарты, единые для всех производителей, появились несколько позже – во второй половине 70-х.

Конечно, не все производители сразу «сдались», но покупатель все реже реагировал на нестандартные новинки — лыжники, покупающие свое снаряжение, выбирали что-нибудь универсальное. И даже самые удачные конструкции, например – единые системы крепление+ботинок, которые некоторые производители предложили лыжникам, вскоре были забыты – такие комплекты были очень удобны в прокате, поскольку не нужно было регулировать крепления при смене лыж, но вынуждали покупателей при смене лыж менять и ботинки… Рынок все расставил по местам: экзотические модели ушли в прошлое.

К концу 70-х Salomon разрабатывает крепления S727, которые становятся своего рода образцом для всех производителей: их конструкция включала всё, что только было придумано к тому времени: антифрикционная пластина под носком, скистопы, встёгиваюшаяся пятка, открывающаяся при помощи палки и возможность её открывания палкой. А в модели 747 была увеличена эластичность. Именно эти модели и стали финальным аккордом в истории разношерстных конструкций и начался новый период истории креплений – современный.

Конечно, реальная история креплений настолько многообразна, что ей можно посвятить целую книгу, особенно если вдаваться в технические подробности. Так что расценивайте этот рассказ как очень короткое знакомство с тем, что представляли собой горнолыжные крепления пятьдесят или сто лет назад.

Прогресс не стоит на месте: используются новые материалы, крепления становятся все легче и удобнее в использовании, механизмы — все более точными, для каждой группы лыжников используются свои технологические решения, пластины-интерфейсы оснащаются амортизаторами ударов и системами, сводящими к минимуму их влияние на гибкость лыжи, совершенствуется дизайн. Сейчас, спустя тридцать с лишним лет после появления S727, стоит лишь убрать надписи с креплений — и только специалист сможет отличить крепления одного лидера рынка от изделий другого… А когда-то все началось с простых ивовых прутьев.

Материал подготовлен для  магазина «Спорт-Марафон»

Оставьте комментарий