Старение лыж или покупать-ли хорошо катаные лыжи

29. июля 2010 | От | Категория: Новости

Периодически всплывает вопрос, а не купить-ли катаные лыжи.

И каждый раз сторонники и противники такой покупки бьются до хрипоты, хотя спорить, честно говоря, не о чем: всем понятно, что новые лыжи (ботинки, крепления) — лучше, чем старые аналогичной конструкции и сделанные из аналогичных материалов.

Так в чем вопрос? В том, что хочется сэкономить. Или просто нет денег на покупку новых лыж желаемого уровня, ценник на некоторые из моделей уже переваливает за 50 тысяч рублей. Да и двадцать отдать не все могут, как бы этого не хотелось, будем реалистами.

Начнем с самого простого вопроса: покупка лыж прошлых сезонов, которые находились на складе у продавца и теперь продаются со скидкой.
Имеет смысл?
Безусловно. Естественно, если вам наплевать на то, что «дезигн» будет не этого сезона (а разумному большинству любителей горных — именно наплевать).

Начнем с того, что многие фирмы год из года выпускают одни и те же модели, меняя лишь дизайн, а иногда и название. Именно эти модели, если попадутся, и имеет смысл приобретать — плохую модель из года в год выпускать не будут. Примеры? Навскидку, модели наиболее популярных марок*:
Atomic линии SX, Metron, Drive, Nomad и Cloud
Fischer RX, AMC (Fuse), Progressor, Vision и Watea (Big Stix)
Head Supershape, Monster, XRC и One
Rossignol X-Fight, Zenith, Bandit, Scratch
Salomon X-Wing, Aero, Origins
Scott Crusade, Pure, Mission, Aztec pro, Sheela, Maya
Stockli Spirit, Laser
Volkl AC, Attiva, Tiger
* Популярность марок в России определялась центром «Москит»

Это только примеры, на самом деле таких моделей много больше. Перечислять все особого смысла не имеет — в магазинах ежегодно представлено несколько сот различных моделей лыж. (Ведущие компании выпускают модельный ряд, состоящий из 30 — 50 моделей). Где узнать, что имеет смысл приобретать, а что — нет?

Поскольку лыжи продаются несколько лет, то можно найти отзывы об этих моделях на этом же сайте, в разделе «результаты тестов» или «статьи и отзывы», а можно и поспрашивать в конференциях на популярных сайтах.

Теперь перейдем к основному предмету беседы: катаным лыжам. Точнее, так: почему я бы не рекомендовал покупать катаные модели старше 1 сезона, если история их неизвестна.

Начнем сверху.

Лыжи уровня race-из-магазина не берем, они меняются довольно часто, хотя хуже старые модели не становятся. Но тут ведь как: эти модели редко покупают те, кто катается неделю в сезон, а поэтому покупать такие лыжи можно лишь точно зная их историю, в противном случае это пресловутый «кот в мешке», который вполне может оказаться полностью выработавшим свой ресурс.

То же самое можно сказать и в отношении лыж RS — «спортцех», в отношении которого нужно сделать несколько замечаний.
Прежде всего, у лыж этой категории тоньше канты и скользящая поверхность, а поскольку спортсмены за своими лыжами ухаживают хоть и в очень щадящем режиме, но чаще, чем обычные любители лыж (не перфекционисты), то и кантов и скользячки у катаных лыж этого уровня может остаться, что называется, до первого камешка.

Второе — такие лыжи выпускаются не в расчете на многолетнюю эксплуатацию, поэтому спустя три — пять лет они имеют полное право расслоиться в агрессивном повороте, после чего их склеить, конечно, можно, но удовольствие от катания на склеенных лыжах может быть несколько меньшим, да и при первом удобном случае они могут снова расслоиться. А могут и не расслоиться…

Третье — даже если у лыж этого класса канты и скользячка, на первый взгляд, в норме, они могут быть довольно сильно «выработанными» — то есть их динамические характеристики будут мало напоминать то, ради чего приобретаются эти лыжи.

Ну хорошо, это спортцех. А обычные лыжи? Можно?

Прежде всего, хочу предостеречь от приобретения лыж из проката. Основная причина — модели, выпускаемые специально для проката, неинтересные в плане технических характеристик. Канты и скользящая поверхность у них заметно толще, конструкция проще и прочнее, как следствие — прокатные лыжи «дубовее» — хуже управляются и доставляют заметно меньше удовольствия при катании.

В отношении остальных лыж, то есть находившихся в частных ногах, ситуация следующая.

Райдовые или парковые модели не берем: если человек реально катается, то он и за сезон лыжи убьет. А то и за один день — всяко бывает. Смотрите сами, райдерам советы давать не могу.

В отношении более массовых моделей основным моментом является ресурс. По неофициальным данным, лыжи среднего класса рассчитаны на пять сезонов катания при щадящем режиме эксплуатации, то есть 1 неделя (6 дней катания) в горах + выходные. Давайте немного посчитаем. За сезон, длящийся примерно 4 месяца, а выходных у нас около 10 дней в месяц, с учетом недели в горах, получается 50 — 60 катальных дней. Примерно на такой срок эксплуатации и рассчитываются массовые модели.

Кстати: этот результат очень хорошо согласуется и с данными, полученными в результате эксплуатации не-прокатных моделей в режиме проката. Один сезон (а лыжи ведь берут в прокат не каждый день) выдерживают не все не-прокатные лыжи…

При этом канты и скользящая поверхность (особенно, если прокат находится в малых горах) могут быть абсолютно живыми — так, малость посявканы, но ничего криминального. Но начинка лыж, даже если и отсутствуют следы сгибаний и лопнувшие канты, может быть уже «мертвой». Такие лыжи сродни замерзшему пластилину: вроде и форму держат, но ожидать от них полноценной работы не имеет смыла.

Дальше — считайте сами. Кто и как катался, давно ли лыжи куплены…

Исключения есть, но они чрезвычайно редки и относятся в основном к элитным брендам. Упомяну Kastle: по итогам эксплуатации тестовой коллекции каждые выходные на протяжении всего сезона в подмосковье, усталости ни одной пары лыж лыж не выявлено. Прекрасно работают — пробовал. Но эти модели даже после года интенсивной эксплуатации стоят дороже многих новых моделей других брендов.

Есть еще одна категория: в России ежегодно проводятся тесты лыж. После этих тестов лыжи покупать можно, это тоже проверено. Тесты проводятся 5-6 дней, причем катаются на лыжах люди неглупые и с опытом. За почти 10 лет организации таких тестов ни одной пары сломано или согнуто не было.

Ну а комментировать то, почему лыжи живут так недолго, не буду. Интересующимся рекомендую прочитать текст, послуживший импульсом к написанию этого материала, здесь:
http://www.izvestia.ru/investigation/article3144344/

Георгий Дубенецкий

Tags:

2 комментария
Ваше мнение »

  1. слишком пессимистично насчет ресурса лыж это как надо убивать лыжи чтобы через 50-60 дней их менять, а если в сезоне катаешь 200 дней то что 4 пары менять?

  2. Ну, я бы сказал, не пессимистично, а реалистично. Ну а если лыжи работают в агрессивной среде, к примеру — в Снежкоме, то постарайтесь узнать, в каком состоянии оказываются лыжи после одного сезона работы в прокате или тестах в условиях этой «трубы» — много нового узнаете.

    …если в сезоне катаешь 200 дней… то уж наверное, не на массовых моделях для тех, кто не заморачивается, и не на одной-единственной паре цеховых лыж. Нет? 🙂

Оставьте комментарий