О горнолыжной технике вообще и в частности

30. ноября 2009 | От | Категория: спорт, Техника

Горные лыжи и физика. Вряд ли кто-нибудь станет спорить с мнением, что техника – важнейшее слагаемое мастерства горнолыжника. Функциональная готовность и сила, расчетливость, бойцовский дух, состояние трассы, стартовый номер и т.п. выходят на первый план лишь в конкуренции сопоставимых по техническому уровню спортсменов. И имеются все основания думать, что растренированность, неуверенность и эмоциональная неустойчивость, усталость, плохая физическая форма и другие негативные факторы сказываются, прежде всего, на технике.

К сожалению, незаслуженно мало внимания уделяется физическим процессам, лежащим в основе горнолыжной техники (ГЛТ). А ведь именно физикой (точнее, механикой) опосредуется, в конечном итоге, абсолютно все, что происходит с лыжником на склоне. Повороты, скольжение, резаное ведение лыж, ангуляция, заклон, наклон лыжника внутрь поворота (для этого действия вполне применимым представляется термин «крен», предложенный Евгением Стрижевым), срыв лыж и все, все остальное может быть разобрано с точки зрения элементарной механики. Другое дело, что простые по отдельности физические явления, происходящие с лыжником на склоне, в совокупности образуют сверхсложную динамическую систему «горнолыжник – склон», которую описать полностью, в принципе, невозможно.
Наверное, и не следует пытаться объять необъятное. Мы просто считаем, что в любом анализе ГЛТ желательно видеть и понимать «физику» событий. Не важно, относится ли этот анализ к конкретному спортсмену или используется в «теоретическом» описании ГЛТ. Полагаем, более тонкое понимание «физики» происходящего в слаломе и гиганте, в принципе, должно помогать специалистам, спортсменам и любителям обнаруживать и исправлять малозаметные мелкие и, тем более, не мелкие дефекты техники.
Некоторые определения. Что такое «спортивная горнолыжная техника» (ГЛТ) в литературе мы не выяснили. При всей интуитивной ясности дать исчерпывающее определение ГЛТ не совсем просто. С целью лучшей работы мысли и вполне естественного в подобных работах наукообразия мы сами попытались дать некоторые определения.

Спортивная ГЛТ – совокупность двигательных, сенсорных и ментальных навыков лыжника, направленных на достижение на трассе наибольшей скорости и надежности путем управления взаимодействием лыж со снегом.

ГЛТ (или техника) бывает совершенной, хорошей, недостаточной и т.п.. Но следует помнить, что техника, показанная спортсменом в конкретном спуске далеко не всегда является для него наилучшей. Поэтому дополнительно введем два близких, но не идентичных понятия: уровень техники – соответствует наивысшему качеству техники, которую в принципе может показать спортсмен, и показанная (или синонимы этого слова) техника – продемонстрированная им в конкретном спуске.

Способы анализа и изложения элементов ГЛТ. По Рону ЛеМастеру («На кантах», М.,2002) отдельные элементы ГЛТ просты, однако описать их совокупность в динамике очень сложно. ГЛТ можно анализировать, излагать и осваивать разными способами: назовем их статическими, динамическими и сенсорными. В статическом способе анализа рассматривается положение частей тела (поз лыжника) и лыж относительно друг друга и склона в определенные моменты прохождения трассы, выхваченные из общего потока кадрами фото, видео или взглядом. В динамическом способе анализируются движения и усилия спортсменов, в связи или без связи со статическими положениями. В этом способе «динамика» может быть выведена из сопоставления последовательных статических положений. В сенсорном способе анализа ГЛТ используются тактильные, проприоцептивные и мышечные ощущения спортсмена (или тренера!) в разных позах, движениях и усилиях.

Каждый из приведенных способов описания элементов техники имеет свои ограничения. Поэтому достаточно полный анализ ГЛ техники, преподавание и освоение включают в себя элементы статического, динамического и сенсорного способов.

Критерии ГЛТ. Можно выделить объективные и субъективные критерии ГЛТ. Объективные критерии — скорость и надежность спуска. Первый из них, мы полагаем, самый важный. Из данного критерия следует, что как бы ни был лыжник, по мнению наблюдателей, коряв, неловок и «технически неграмотен», если (в отсутствие ошибок у остальных участников и при равенстве условий спуска, включая физические данные спортсменов) он быстрее других, то в целом уровень его техники выше. Во всяком случае, это касается наиболее важных, критических, для скорости элементов техники. Наоборот, если «высокотехничный» (по субъективным критериям) лыжник не ошибается, хорош физически, эмоционально устойчив, но не быстр, то его техника несовершенна. Подчеркнем известный факт, что более высокий уровень техники у многих лыжников, к сожалению, легче проявляется на тренировках, а не в соревнованиях.

Надежность езды по трассе (отсутствие заметных ошибок, а ошибки могут быть и неявными – как раз они часто служат причиной непонятного стабильных различий в результатах) мы считаем менее важным объективным критерием (показателем) уровня ГЛТ, поскольку определяется факторами, не имеющими прямого отношения к технике. Например, эмоциональной устойчивостью и способностью к концентрации.
Субъективные критерии используются при экспертной оценке (тренерами, специалистами, спортсменами, любителями) качества техники. Они основаны, преимущественно, на зрительном сравнении техники (ее отдельных элементов и в целом) конкретного спортсмена с некими образцами (эталонами), которые полагаются близкими к совершенству. За эталон обычно принимается техника победителей и спортсменов высокого ранга. К субъективным критериям можно причислить также ощущения самих спортсменов, которые обычно неплохо ощущают качество прохождения ими трассы. Заметим также, что восприятие езды лыжника может трансформироваться в зависимости от его эмоционального восприятия и многих других психологических факторов.

Элементы техники – закономерные положения и движения частей тела и инвентаря воспроизводимые в том или ином виде всеми лыжниками в любых поворотах и существенные для скорости и надежности. К наиболее важным элементам техники мы относим ширину ведения, стойку, заклон, крен (инклинацию), угловое положение, вращения и контрвращения, закантовку, вертикальную работу, разгрузку, блокировку вешек, разножку, перераспределение давления вдоль длины лыж (продольная работа). Список технических действий, которые можно считать элементами техники, конечно, гораздо длиннее. Скорее всего именно к технике можно отнести и такое «ментальное» проявление мастерства горнолыжника, как выбор траектории поворотов. Действительно, сложившийся в мозге образ правильной траектории поворотов и двигательные возможности следовать этому образу на самом деле и определяют техническую компоненту мастерства.
Количественная оценка различий уровня техники. При сравнении лыжников, стартовавших в слаломе или гиганте с близких номеров, имеющих сходные физические и «морально-волевые» качества и не допустивших явных ошибок, разница во времени прохождения трассы в 5% очень и очень велика. В слаломе разница составит около 2,5 сек (на гипотетической трассе 500 м при времени победителя порядка 50 сек). Т.е. приблизительно в каждых воротах победитель выигрывает 40 — 50 см. Много это или мало?

С одной стороны, очень мало. Очень большое превосходство складывается из очень маленьких выигрышей, равноценных в каждом повороте лишь маленькому шажку вперед и обусловленных порою трудноуловимыми различиями в выполнении технических приемов. С другой стороны, много, поскольку малые различия в скорости обусловлены довольно заметными различиями в выполнении технических действий и в нагрузках. При указанной разнице в скорости в наиболее искривленных зонах крутых поворотов на более быстрого лыжника действует центробежная сила, приблизительно на 10% больше центробежной силы, действующей на медленного соперника. Суммарная нагрузка на лыжника при этом увеличивается на сопоставимую величину, около 8%. На высоких скоростях в крутом повороте да на жестком снеге, когда эти суммарные нагрузки на лыжника близки к предельным, различие может оказаться очень и очень существенным. К примеру, для штангиста поднять близкие к его пределу 200 или 216 кг, как говорится, две большие разницы. А ведь в крутом повороте могут действовать силы того же порядка и лыжник опирается не на ровный помост.

Приведенный пример характеризует лыжников с очень большой разницей в результатах. Сравним двух лыжников на такой же трассе, прошедших ее с меньшей, но также заметной, разницей во времени, равной 0,5 сек. Разница средней скорости составляет 1%, а центробежной силы – порядка 2%. Это ниже физиологического порога восприятия человеком различия мышечных нагрузок.

И вот это различие, почти не воспринимаемое самими спортсменами и сторонними наблюдателями, может соответствовать существенной разнице в результатах и в классе. Поэтому понять, что именно в технике определяет успех или неуспех спортсмена, чрезвычайно трудно. В таких случаях ссылаться на талант можно и иногда полезно. Особенно, когда не знаешь причину.

К сожалению, ссылка на талант мало помогает в анализе конкретной техники и способов ее улучшения. В качестве примера можно привести великого и ужасного американца Боде Миллера. Расхожим местом стало упоминание его не техничности. Однажды один комментатор так сказал про этого известнейшего спортсмена: «Ну, техника – никакая! Но талант!» Да, оно нередко проигрывал. Но почему он часто выигрывал? Что именно в технике (не в риске и не в акробатических способностях, а именно в механике техники или, если хотите, механике риска) приводило его к победам в слаломе и гиганте?

О недостатках использования техники мастеров как эталона. При совершенствовании ГЛТ в первую очередь следует понять, чем конкретный спортсмен отличается от идеала. Но идеальная техника точно не определена и ее заменяют эталоном — техникой горнолыжной элиты. Немало светлых голов анализирует спуски лучших спортсменов, глядя на них вживую, рассматривая следы их лыж, фото- и видеокадры, делая основанные на них и интуиции теоретические построения. Это правильно. Ассы горных лыж обладают, в целом, более совершенной техникой, реже и меньше отступают от неописанного идеала и, отчасти по этому, побеждают.

Но даже лыжники, не входящие в элиту, могут показывать более совершенную технику — на отдельных участках трассы, в выполнении отдельных технических элементов. Приведем некоторые придуманные, но вполне реальные примеры. Предположим, некий невыносливый спортсмен техничнее и быстрее всех проходит первую треть трассы, но к концу дистанции устает и снижает скорость. Другой спортсмен совершенней других в поворотах на некрутых склонах, но на крутяках не силен. Третий же на редкость четко ведет дугу поворота, но, не имея достаточной концентрации, часто ошибается. Все они проигрывают. А чемпион, не ошибаясь, не уставая, вполне технично, но, уступая и первому, и второму и третьему в описанных компонентах, выигрывает. Это понятно и справедливо. По сумме компонентов мастерства он лучший. Но беда в том, что в качестве эталона могут быть использованы элементы техники при выполнении поворотов, в которых чемпион как раз не так силен. А это уже неправильно. Любой, даже самый именитый лыжник, в силу множества внешних и внутренних обстоятельств, в одном случае может показать совершенную технику, в другом — далекую от совершенства. Поэтому он не всегда и не везде должен служить объектом подражания.

Более того, рассмотрение техники горнолыжников достаточно высокого уровня в качестве эталона нередко в принципе не помогает понять причины отставания или превосходства. Например, изучение чистых, внешне одинаковых следов, оставшихся на снегу после проезда даже сильно различающихся по классу лыжников, или анализ соответствующих видеокадров могут ничего не сказать, почему один из них едет медленнее. А причиной может служить, например, приводящая к увеличению сопротивления немного неправильная загрузка лыж, не заметная ни по следам, ни по положению голеней и, тем более, скрытых ботинками стоп. В подобных случаях и может пригодиться «теоретический» анализ горнолыжной техники.

О важности теоретического анализа ГЛТ. Как определить, что необходимо для приближения к идеалу? Полагаем, что для этого эмпирический подход к описанию спортивной горнолыжной техники, основанный фактически только на сравнении с эталонной техникой, следует дополнять теоретическим анализом (не побоимся этих ужасных слов) совокупности физических (и физиологических) явлений, происходящих с лыжником на трассе.

Здесь резонно подчеркнуть, что у спортсменов систематические грубые дефекты техники хорошо заметны и разбираться с ними проще. Не говоря уже о крупных случайных ошибках в конкретных спусках. А вот мелкие, едва заметные дефекты, которые в многообразии конкретных спусков уловить почти невозможно, но которые исподволь, тихой сапой, стабильно ухудшают результат, как раз и являются наиболее подходящими кандидатами для теоретического анализа.

В таком анализе, совсем не обязательно заумном или сверхсложном, образцом является не техника конкретного «эталонного» спортсмена, а техника, выведенная из физического и физиологического анализа системы «снег — лыжник» и ее подсистем. Под словом «лыжник» мы понимаем самого спортсмена со всей экипировкой (лыжи, ботинок, палки и др.).

Александр Гай

Tags:

8 комментариев
Ваше мнение »

  1. Спасибо. Очень интересно. Вроде всё почти известно было и до прочтения статьи, но теперь в голове сложилась более полная система анализа ГЛТ.
    Новые термины узнал — крен, перераспределение давления вдоль длины лыж (продольная работа), а кстати зачем так длинно, почему не перецентровка?

  2. Думаю, автор сам ответит — он здесь бывает. Но в отношении перецентровки — может быть, чтобы не спутать с переносом еще и по диагонали — сзади-внутри-старого — спереди-снаружи-начало нового? Тоже вроде как перецентровка (или перебалансировка? 🙂

  3. Это будет диагональная работа 🙂

  4. To Aelvs. Спасибо за комментарий. Вообще то я не настаиваю на применении того или термина.Термин крен, в переписке предложенный Е.Стрижевым и кажущийся мне довольно интересным, я решил периодически подпускать — приживется или не приживется будет видно. Относительно «почему не перецентровка» — действительно термин лаконичный, вполне рабочий и удачный, годящийся для обозначения многого происходящего в сопряжении поворотов: работы и продольной и вертикальной и «диагональной». Для целей статьи термин перецентровка вполне подошел бы. Каюсь, но я о нем как-то забыл и взял «продольную работу» (быть может, в подсознательном полемическом задоре) из статьи по стопам, в которой нужно было сделать акцент именно на перераспределении давления вдоль длины лыж.
    Отмечу, что в целом с терминами и с определениями при описании горнолыжной техники (ГЛТ) просто беда. Отчасти, вследствие сложности ГЛТ как предмета для детального описания, отчасти из-за отсутствия попыток систематизировать эти самые термины. Что тут говорить, если требуют специальных пояснений в тексте вроде бы элементарные понятия, касающиеся физики и геометрии, вроде, вверх — вниз, вертикально — горизонтально, вперед — назад, давление, сила давления, наклон лыжника. Мне кажется такая систематизация была бы интересна всем, даже тренирующим и катающимся материалистам-практикам, не говоря уже о идеалистах-фанатах с физическим, физиологическим и любым другим полезным уклоном. С искренним уважением, Александр ГАЙ

  5. Эпиграф: «Наука имеет много гитик!»

    Честно прочитал статью целых два раза. Формально все в порядке: Введение, Материалы и методы, Результаты и обсуждение. Слова такие хорошие «эмоциональная устойчивость», «экспертные оценки» и т.д. Но, вывод? А вывод напрашивается такой: все в лыжнике должно быть прекрасно: и техника, и физическая подготовка, и эмоциональный настрой, но как этого достичь неизвестно!

    С уважением,
    Константин

  6. А почему не употреблять вместо термина «крен» понятие, определённое в «Пьянте Су» — заклон? По-моему, вполне ёмкое и органичное определение…

  7. Федор, думаю, потому, что «крен» и «заклон» все же разные вещи.

  8. Константину. Статья как раз и предназначена , чтобы показать, что существует возможность лучше понять, что такое хорошо и что такое плохо в технике спортивных горных лыж. Способ — четче разобраться в механике ГЛ — например, тренерам. С уважением, Александр

Оставьте комментарий