Nostalgie

17. февраля 2009 | От | Категория: Разговоры

Все-таки что-то меняется в этом мире…

Вот, к примеру – возьми свои любимые лыжи. Взял? Ну и как? Короткие и широкие, тяжеленныееее… А раньше были длинные и узкие. Прикинь: 90 мм в носке слаломной лыжи и ростовка в 200-210 см никого не удивляла, более того – считалась признаком определенной крутости. Известный человек – Хусейн  – рассекающий на спусковых Volkl длиной 220 см по бугристому Чегету – да запросто! Что в этом такого-то? Да и сам-то – на двухметровых «рельсах» для гиганта, по буграм – прыг, прыг. И ничего. И не было вот этого: мол, я на слаломках, мне в целину низзя, нет. Для целины мне пошире и помягче надо, а на буграх – вообще что-нибудь для могула, please. Ну а уж если на трассу попал, заратраченную – тут уж race-carve какой-нибудь, да чтоб под крепежом платформа была, а сам крепеж – с лифтером. А в самой лыже ну никак не обойтись без torsion control’я, всяких там X-frame’ов, prolink’ов, intelligence-технологий и прочих beta-ухищрений, которые превращают лыжу – по сути, всего лишь  устройство для скольжения по снегу! — в какой-то нашпигованный высокими технологиями снаряд, вот только шибко узкоспециализированный. То есть, снарядов таких нужно много – вдруг снег пойдет, или наоборот, все две недели его не будет, а будет ветер с солнцем?

Ладно – лыжи. Крепления стали больше походить на мобильный телефон, чем на привычный многим агрегат, служащий для удержания ботинка в правильном для катания месте. Последний «писк» – Atomic Neon EBM 412, где, помимо электронного чипа и батарейки, есть еще ЖК-экран, который сообщает юзеру (прости, Господи!), правильно ли выставлено усилие на срабатывание?! Нет, чтобы как бывало, просто лыжу к ноге эспандером привязать…

Вот ведь век компьютеров и мобильных телефонов, язви его…

Или вот технику катания взять – уууу… Как раньше красиво было: вправо-влево, вниз-вверх, оп-оп, независимая подвеска… эээ… пардон — работа ног, авальман – буде бугры случатся, а буде впереди плоско и прямо – в стоечку, пожалуйста, лыжи — длинные, стабильные в прямом ведении… Хи-хи! Посмотрел бы я, как сейчас на 160 см слаломных – да по прямой… Мда… На этих 160-ти раскорячишься, как краб, и только успевай коленки из поворота в поворот кидать —  там же радиус 12 м, а потом след свой рассматриваешь – похоже на железную дорогу или нет?  Детский сад – штаны на лямках! Да и те не штаны, а шорты…

В горы нынче тоже как-то не так попадаешь. Как-то все просто – прилетел в Минводы, там тебя, родимого, из самолета вместе с лыжами и рюкзаком в терскольскую ГАЗель отнесли, а у гостиницы «Чегет» вынесли. И все! И даже можно не платить за «полный пансион». Ешь, понимаешь, где хочешь и что хочешь. Ну полный беспредел!

За бугор поехать – тоже без проблем. Получил паспорт, выбрал точку на карте, с турфирмой связался, получил визу, авиабилет, в аэропорт приехал, как положено – там теперь даже декларацию о вывозе наличной валюты заполнять не нужно, потому как карточки кредитные у всех, границу пересек — и в Duty Free, за «керосином», чтобы на все время полета хватило…

То ли дело раньше: чтобы добраться до деревни Грабовец, что в заграничных уже Карпатах, где не было автомобильных дорог (да и сейчас, наверное, нет), и хлеб привозили на санях лошадью,  но зато на горе Менчил был горнолыжный буксировочный подъемник типа ВЛ-1000, «Рух пiд канатом нэбеспечний…», нужно было ехать поездом из Москвы до станции Стрый. Потом пересаживаться на местную электричку образца 1950-х годов, а высаживаться за одну остановку до именитого села Славское, и стоянка этой «борзовозы» — 1 минута, а нужно успеть выгрузить на перрон охапки лыж (Elan’ы, а не Бескиды все-таки), коробки со жратвой и рюкзаки с барахлом. Затем — так как общественный транспорт в направлении той местности отсутствовал — ловилась попутка, на которой можно было доехать до грабовского ущелья (или как там это называется?), где все барахло подбиралось хозяйским транспортным средством на одноконной тяге. «Трансфер» такой. Однако, это в идеале, потому что в горах иногда вдруг начинает идти снег… И ни одна попутка ни до какого ущелья уже не поедет… И никакие хозяева в такую погоду лошадь из дому не выгонят… Так что все ножками, ножками, вверх по занесенной снегом тропинке, проваливаясь в какие-то ручьи, в кромешной темноте – только елки шумят огромные. Доползаешь до хозяйского дома – а там электричества нет, потому как от ветра отрубился трансформатор…

А магазин в деревне какой! Ассортимент: водка «Столичная», маринованные огурцы в  3-литровых банках и свежий хлеб по пятницам. Все! И никаких тебе открытых террас с пивом и копчеными колбасками, никакого мучительного выбора красного сухого вина из нескольких десятков наименований и разглядывания меню на французском языке…

А сама гора?

Верхняя станция бугельного ВЛ-1000, хоть и установлена почти что на самом верху, но отпускать бугель приходится метрах в тридцати ниже, на крутом участке, проявляя при этом чудеса ловкости. А если придется подниматься на пару с хрупкой девушкой, которая до этого не только ни разу не пользовалась этим чудом техники, а и в глаза-то видит его впервые? Хорошо, если уговоришь ее сойти до того, как начнется крутой верхний участок. В противном случае придется изображать из себя джентльмена:  чуть подтолкнув тельце соседки вперед, изымаешь бугель из-под ее «пятой точки», одновременно с этим  и сам освобождаясь из его деревянных объятий, затем, свободной от палок рукой, ловишь падающее тело, пока оно не успело развернуться головой вниз по склону и заскользить под ноги поднимающейся следом пары…

Про трассы тоже можно долго рассказывать.

Интересно, что количество осадков сказывается только на величине нарытых на трассе бугров, но никак не на стабильности снежного покрова. То есть, бугры вроде бы из снега, но между ними – трава и камни. Иногда пеньки. Какой тут карвинг? Только прямо…

В качестве альтернативы «общенародной  туристской» трассе, предлагались два варианта: т.н. «спортивный» северный склон и объездная конная дорога. Вариант первый представлял собой довольно широкую поляну, с торчащими тут и там копнами сена, по которой, однако, нельзя было доехать до нижней станции подъемника, а нужно было уходить вправо, через луга и пастбища, огороженные местными жителями низенькими заборами, практически не видными в снегу,  рискуя поломать себе ноги.

Второй вариант – совсем уж малолюдный. Дорога – она дорога и есть. И по ней иногда ездят на санях, запряженных лошадьми. Причем ты едешь вниз, а они (сани) – вверх.

Разминуться было негде…

Но и здесь ведь умудрялись кататься на лыжах. Ровняли лопатами бугры по вечерам, сносили заборчики под покровом ночи, засыпАли и заливали водой проплешины на склоне. И устраивали шоу – на потеху почтенной публике: слалом с хронометражем, скоростной спуск по санной дороге с эффектным вылетом на туристскую трассу, прыжки в кусты, параллельный спуск, еще что-то…

По понедельникам на подъемнике случался выходной. Так как делать в самой деревне было абсолютно нечего, кроме как уничтожать ассортимент местного магазина, принималось решение на организацию того, что сейчас принято называть звучным иностранным словом backcountry. Взвалив лыжи на хрупкие плечи, в горнолыжных ботинках Alpina Phantom, предпринимался штурм вершины горы Менчил под канатом ВЛ-1000 с последующим спуском к подножию соседней горы Тростян. Здесь была уже почти что цивилизация. Тренировки спортсменов на местной трассе скоростного спуска, летающие люди – дельтапланеристы, канатно-кресельная дорога – между прочим, одна из самых длинных в Восточной Европе, кое-где встречались даже точки общепита! Вот только очереди были побольше (и пусть завсегдатаи Приэльбрусья или Домбая не гордятся тем, что вот там очереди — это ОЧЕРЕДИ), а бугры – все те же.

Напахавшись на тростянских трассах, вечером шли восвояси – опять же пешком.

А потом было apres-ski: обливание ледяной водой из ручья (в доме не было водопровода), спуск с горы на куске целлофана, изгнание «зеленого змия» из кастрюли с глинтвейном, а утром следующего дня – за завтраком – нетерпеливые взгляды в сторону подъемника: включили или нет? И снова вперед – кататься на горных лыжах!
………………………….
Да, что-то меняется. А что-то все-таки остается неизменным…
Павел Черепанов

Tags: , ,

Оставьте комментарий