Системы допуска 1

16. февраля 2009 | От | Категория: Оборудование склонов

Системы допуска и оптимизация работы горнолыжного курорта

Часть 1 Верхушка айсберга — турникет

«…Билет на подъемник стоит семьдесят рублей, но лучше дать полтинник в лапу канатчику, они там все берут…» — из советов начинающему лыжнику, встречающихся в интернет.

В последние годы в России число курортов, где вход на подъемник оборудован турникетами, постоянно растет. На первый взгляд, основное назначение таких систем состоит именно в том, чтобы обеспечить независимый от низкооплачиваемого персонала контроль прохода на подъемник и лишить этот самый персонал дополнительного заработка, но это только малая часть тех задач, которые решает система допуска. На самом деле «канатчики» или «бугельщики» — контролеры на нижней станции подъемника – воруют далеко не везде. Однако, человеческий фактор, как говорится, «имеет место быть».

Данные, полученные на практике, показывают, что если курорт работает нормально, контролеры не воруют, то даже в этом случае установка системы автоматического контроля увеличивает выручку на 20 – 40%. В практике одной из российских компаний, специализирующейся на установке и обслуживании систем доступа, есть пример, когда выручка курорта после установки системы возросла в 3 — 4 раза. Это совсем не значит, что три четверти денег воровали: просто на курорте была очень плохо налажена работа персонала. Все очень просто: если контролеры, стоящие у входа на подъемник, материально не заинтересованы в качественном выполнении своих обязанностей, катающиеся зачастую проходят мимо них без билета. Значит лыжник, оплативший, к примеру, десять подъемов, разок-другой может просочиться бесплатно даже без особых усилий, направленных на экономию своих средств. Сам был тому свидетелем даже на самых серьезных курортах Подмосковья, где в ходу были бумажные одноразовые билетики. Бороться с этим можно, если организовать на нижней станции жесточайший контроль. К сожалению, такой контроль (как правило – многоступенчатый) во-первых требует больших людских и, соответственно, заметных финансовых ресурсов, а во-вторых его эффективность очень быстро сходит «на нет». Если старший контролер не следит постоянно за работающими внизу контролерами, не «бодрит» их чуть ли не ежечасно, то даже при относительно высокой оплате «низшего звена» дней через десять ситуация возвращается к привычной, контроль за проходом потока лыжников ослабевает.

Значит, нужна система автоматизированной проверки билетов (желательно многоразовых, ведь одноразовые бумажки мнутся, рвутся, намокают, а их подготовка к контролю занимает довольно много времени, если не озаботиться этим заранее) — носителей информации о правах их владельца.

Существует три варианта многоразовых носителей информации и, соответственно, обмена ей между лыжником и системой. На бумажном или картонном билете может быть напечатан бар-код, и в этом случае билет с полоской штрихов подносится к устройству чтения – ридеру. Турникет считывает данные с билета, по компьютерной сети в режиме реального времени опрашивает базу данных, по результатам сравнения информации, считанной с билета, и хранящейся в базе данных, программное обеспечение и дает разрешение на проход. Второй вариант билетов, работающих по такому же принципу, постепенно исчезает из обращения – это билеты с магнитной полосой, на которую записывается информация, аналогичные билетам в Московском метро. Такие билеты постепенно исчезают из обращения потому, что ридеры магнитных полос слишком дороги в обслуживании: они забиваются пылью, снегом, льдом, всевозможным мусором, который всегда найдется в карманах и вместе с билетом попадает в ридер при каждом проходе. А ведь простой каждого турникета даже на время обслуживания или замены ридера влечет за собой недозагрузку подъемника, возникновение очереди у нижней станции, недовольство лыжников, в перспективе — требование возврата денег, что составляет при существующей бухгалтерской системе очень серьезную задачу… Но об этом чуть позже.

Еще один вид билетов – бесконтактные смарт-карты, представляющие собой комбинацию электронного чипа и антенны. Подобные карты получают все более широкое распространение в России, а некоторые курорты, которые были оборудованы турникетами с системами контактного допуска, уже начали модернизировать турникеты с целью перехода на бесконтактные системы. У нас на курортах в большинстве случаев установлены турникеты с небольшой мишенью, к которой нужно приложить имеющийся у лыжника брелок или пластиковую карточку. Бывает, что турникет срабатывает сразу, бывает, что приходится доставать брелок или карточку из перчатки и прикладывать плотнее к считывающей антенне. А в Альпах в основном устанавливаются большие необслуживаемые антенны, которые осуществляют бесконтактное считывание со смарт-карт на расстоянии до 40 см – ни из кармана, ни из бумажника доставать карту не нужно, максимум – приходится совершать эротичные телодвижения, тереться карманом, где лежит бумажник с картой, об антенну, установленную возле турникета…

Варианты смарт-карт могут быть самыми разными: и брелки, и карты по размеру пластиковых, и часы Swatch, которые уже лет десять используются в Альпах в качестве пропусков. Некоторые производители одежды стали зашивать чипы в куртки при их производстве – себестоимость смарт-карты низка, а удобство очевидно: возле кассы, где производится оплата пользования подъемником, карту «обнюхала и запомнила» антенна, и после этого можно кататься час, день, неделю или весь сезон – на сколько запрограммирована система. Правда, если куртку-пропуск забыть после интенсивного après-ski в кафе или баре, на следующее утро может потребоваться не только средство «от голоы». Но это будет вина не электроники.

Куртки, которые сами договариваются с турникетом, пока есть не у всех. А пока в руках у лыжника имеется кусок картона или пластика. А раз так, то на нем можно что-нибудь напечатать. Билеты ведь используются не только для хранения информации внутри, на чипе, но и как носитель информации на поверхности. И напечатать, кстати, можно не только полосу со штрих-кодом. К примеру, можно на билете разместить фотографию владельца, тип тарифа, срок действия пропуска, пункт продажи (на больших курортах), цену – и все будет видно. А можно и рекламную информацию сюда-же втиснуть, и она тоже будет видна. Специализированные устройства, которые почему-то называют по старинке принтерами, позволяют печатать и бар-код на картонке, и программировать билеты с магнитной полосой, и кодировать пластиковые смарт-карты, а заодно – и печатать на их поверхности. Сейчас на курортах в кассах есть принтеры с многократной термопечатью на пластиковой карте, а значит, надпись после сдачи билета можно будет стереть и заменить новой.

Турникет оборудуется устройствами для чтения соответствующего типа карт (или всех трех типов, что почти повсеместно встречается на курортах Европы). Но турникет – это не только устройство для проверки билетов. Эта «калитка» может многое. Начнем с того, что турникеты оборудуются информационным табло, на котором видно, сколько осталось времени, денег или подъемов – в зависимости от того, как запрограммирована система. Такая информация дополняется световой – в верхней части турникетов установлены индикаторные фонарики – красный и зеленый, а также звуковой – в электронном блоке турникета есть и «пищалка». В условиях России, где во многих местах кассы находятся наверху, крайне важной является информация о последнем оплаченном проходе. Турникет начинает мигать лампочками особым образом и пищать, привлекая внимание клиента и одновременно сообщая ему на информационном табло безрадостную информацию о том, что в следующий раз он не будет пропущен, необходимо пополнить деньги на карте.

Но не все для блага клиента, кое-что из функций турникета некоторым (не слишком честным) лыжникам может помешать наслаждаться дешевым катанием. Многие наши лыжники пытаются купить детский билет и кататься самому – это вдвое, а кое-где и втрое дешевле, а «железяка» все равно не определит, взрослый или ребенок предъявляет ей льготный билет. Но при проверке детского билета лампы на турникете мигают определенным образом, привлекая внимание контролера. В том случае, когда по детскому билету пытается пройти взрослый, это будет замечено.

Существует и метод идентификации владельца определенного пропуска по фотографии: на пунктах контроля устанавливаются телевизоры, на которых при проходе лыжника высвечивается его фотография, введенная в систему при приобретении пропуска. На многих зарубежных курортах телевизоры расположены так, что экран виден всем окружающим. Такой способ помогает предотвратить передачу пропусков с расширенными правами доступа, например инструкторских, сезонных, VIP, другим лыжникам. И до наших курортов подобная «примочка» уже добралась: в Красной Поляне всех клиентов, независимо от категории, фотографируют при приобретении билета, а мониторы установлены в помещении контролеров, так что благодаря электронике все оказывается под неусыпным оком бдительных стражей – ни по детскому билету не пролезешь, ни по чужому взрослому.

Есть и еще один момент, который в состоянии отследить турникет: в том случае, если пропуск приобретен «на время», система программируется таким образом, чтобы исключить одновременное катание двух лыжников по одному пропуску: в нее вводится время задержки, которое равно среднему времени подъема и спуска по трассе. Вы можете, поднимаясь в кресле, сбросить пропуск в руки своего друга, но система не пропустит его раньше времени. Правда, при существующих в некоторых местах России очередях (а точнее – очередищах) можно успеть спуститься, передать свой пропуск другу, который стоит в начале очереди, а самому встать в хвост в ожидании его спуска. Но мы ведь предпочитаем поступить по-другому: встать к нему в голову очереди, и хрен с ним, со вторым пропуском…

Помогает турникет и изловить вора. Конечно, не всякого. Но любителей «на халяву» разжиться снаряжением из проката в ближайшие годы ждут серьезные проблемы. Дело в том, что на пункте прохода под ногами устанавливается антенна, которая обменивается информацией с чипом, вмонтированным в прокатное снаряжение – а многие производители уже оснащают свои крепления, предназначенные для проката, такими чипами. Эта система уже очень популярна на Западе, да и у нас она позволит противостоять воровству прокатного снаряжения. Если человек на снаряжении, незарегистрированном в системе (исчезнувшем из проката) будет пересекать эту антенну, турникет будет мигать и пищать, пытаясь привлечь внимание окружающих и контролера, а заодно и заблокирует проход. Контролерам останется только вызвать сотрудников службы безопасности. А ведь на Российских курортах из каждых 300 – 500 комплектов, находящихся в прокате, за сезон воруется 10 – 15 комплектов снаряжения, это большие деньги. На крупных Подмосковных курортах может «уходить» до 100 комплектов прокатного снаряжения за сезон. На Западе курорты обмениваются информацией об украденных комплектах, что позволяет опознавать похищенное снаряжение и на другом курорте: ведь в поимке и нейтрализации хищника заинтересованы все курорты. Дело даже не в благородном желании помочь коллеге-конкуренту изловить злоумышленника. Ведь укравший снаряжение в чужом прокате не оставит деньги в прокате этого курорта, а значит, от одной кражи проигрывают все владельцы курортов. А ведь прокат на курорте – бизнес номер два (после продажи пропусков на подъемник): вложения несоразмерны, прокатное снаряжение окупается очень быстро, и столь же быстро начинает приносить владельцу чистую прибыль.

И не только в воровстве дело. Очень важным является и то, чтобы внутри проката не было утечек инвентаря. Такие случаи, когда сотрудник проката выдает комплект своему знакомому бесплатно, не учитывая его, не занося в базу данных, не редкость – все мы люди. Но это может привести к тому, что клиент, приходя с деньгами (и немалыми!), не сможет взять ботинки или лыжи своего размера, потому что те будут в данный момент кататься «по дружбе». Вольнолюбивый комплект будет остановлен при помощи этой системы, что позволит избежать недовольства клиента с деньгами, а заодно и упущенной выгоды владельца проката. И все благодаря турникету, «калитке».

У нас в стране турникеты даже для многих владельцев курортов еще в диковинку, а вот разработчики этих систем в Европе озабочены не только их многофункциональностью, но и например тем, как повысить пропускную способность турникетов. Ведь если турникетов внизу недостаточно или они не справляются, бугеля или кресла уходят пустыми, подъемник недогружен, а значит, и владельцу максимально возможное количество денег не достается, и внизу может образоваться очередь, не улучшающая настроение платежеспособных горнолыжников.

Для увеличения пропускной способности турникета используется моторизация. Не клиент, стоя на скользких лыжах и путаясь в палках, перчатках и веревочке, на которой висит картонка пропуска, толкает преграждающую путь палку, а турникет при помощи мотора проворачивается сам, помогая клиенту пройти через него, и тем самым вносит свой вклад в повышение пропускной способность пункта прохода. Есть и системы, которые оборудованы сенсорными датчиками, такие турникеты при обнаружении подошедшего лыжника начинают вращаться, или тем или иным способом приглашать лыжника – главное, чтобы очередь была минимальной, и не уходили наверх пустые бугеля или кресла. Многие турникеты не только оснащены мотором, дампами и информационными табло, но и регулируются по высоте в зависимости от уровня снега.

Вообще, турникет – штука уникальная. Ведь они должны круглый год стоять «солнцем палимы», работая и при «плюс десяти» и при «минус тридцати», выдерживая и снег, и ветер, и дождь, и удары подъезжающих лыжников. И при этом ридер пропусков должен легко выдвигаться для чистки в случае необходимости и одновременно быть хорошо защищен от любителей покопаться во внутренностях чужой электроники.

Пока владельцы курортов в России озабочены в основном тем, чтобы система контроля допуска обеспечивала стабильность работы, четкий контроль и надежную сохранность данных. А за рубежом эти вопросы уже решены, поэтому в ход пошли «примочки», которые делают жизнь клиента максимально удобной – интернет-технологии, mobile-технологии. Например, существует решение по проходу через турникеты при помощи мобильного телефона. Сложно? Совсем нет. Существует даже два варианта телефонных билетов. Первый – на телефон по запросу при помощи SMS-сообщения передается картинка, содержащая штрих-код, и вы, проходя через турникет, подносите экран своего «мобильника» к считывающему устройству. Вторая – бесконтактная, при помощи технологии blue-tooth, все чаще встречающейся в компьютеризованных офисах: турникеты оснащаются ридерами такого интерфейса, и когда вы подходите, турникет, пообщавшись с вашим телефоном, пропускает вас автоматически. Но для нас это пока не слишком актуально.

Есть антенны для считывания информации со смарт-карт, информационные табло, мигающие лампы, моторизованные турникеты, телевизоры… Но и это еще не все. У платежно-пропускных систем есть три варианта работы. Это так называемые ски-пассы, которые широко распространены на Западе: на час или два, на день или несколько, на неделю или весь сезон. Есть и более популярные в России, где очереди совершенно несообразные, да и кататься люди в основном приезжают на небольшой курорт на пару часов, билеты на определенное количество подъемов. Но есть и третий вариант — билеты, работающие по технологии электронных денег. Вы кладете на свою карточку какую-то сумму, к примеру, 1000 рублей, и за каждый проход через турникет с вашего счета списывается определенная сумма. А на табло турникета высвечивается оставшаяся сумма или количество оставшихся проходов. В Европе более популярна система оплаты по дням (или даже часам), а у нас любят кататься за разовые билеты, которые в простейшем случае являются теми же электронными деньгами. Ведь система катания «по времени» (например, оплаченные три часа) заставляет нас кататься до изнеможения в попытке «выкатать ски-пасс», не отвлекаясь на кафе-бары-рестораны, что лишает курорт определенной доли прибыли. Катание за электронные деньги очень удобно для лыжника, но и у этого варианта есть два недостатка (с точки зрения владельца курорта) – во-первых, обслуживание билетов с деньгами требует от системы гораздо большего времени, чем продажа и контроль билета «на время» или «на подъемы». Второй недостаток – это большие сложности с возвратом денег, которые буквально «ставят на уши» всю бухгалтерию курортов. Кассовые чеки, лишняя толкучка в кассе, большее время обслуживания каждого катающегося, необходимо больше касс и кассиров, снижается рентабельность… Да и само обслуживание этих денег затруднительно, оно требует определенного «напряжения ума» от бухгалтерии, а ведь курорты находятся в лесу, в горах, и бухгалтеров высокого уровня там можно встретить нечасто. С другой стороны, система электронных денег очень хороша в случае комплексной автоматизации работы курорта, поскольку вы за эти же электронные деньги сможете поесть в ресторане, воспользоваться услугами проката, оплатить услуги инструктора, попить кофе, дать возможность детям поиграть на игровом автомате…

Но подробнее об этих и других особенностях работы системы комплексной автоматизации работы курорта – в другой раз.

Георгий Дубенецкий

Tags: , ,

Оставьте комментарий