Безопасность при хели-ски

16. февраля 2009 | От | Категория: Невредно знать
Хелиски

Хелиски

ТБ при хели-ски. Да и для фрирайда тоже невредно многие вещи соблюдать.
Инструкция по технике безопасности при хели-ски, разработанная компанией «Вертикальный Мир»

1. Хели-Ски (Heli-ski) – катание на горных лыжах и сноуборде с использованием вертолета – является видом активного отдыха в горах, потенциально опасным для здоровья и даже жизни любого из участников данного катания.

2. Сочетание природных (лавины, крутизна склонов, сложность, разнообразие и неожиданность рельефа, переменное состояние снега в пределах одного и того же склона на разных его участках, зоны повышенного обледенения склонов, преодоление различного типа ледников, катание в лесу, узких кулуарах, в непосредственной близости от скальных участков и обрывов, камнепады, быстрое изменение погодных условий в горах и т.п., а также возможность непосредственного контакта с дикими животными в природных условиях) и технических (постоянный контакт участников катания и вертолета в условиях сложного пилотирования в горной местности) факторов риска требует от каждого участника катания повышенного внимания, осторожности и взаимоуважения.

3. Каждый участник, осознавая вышеперечисленные факторы риска, по своей воле, в полном рассудке и, реально оценивая свой уровень физической и психологической подготовки, принимает решение об участии в данной программе и несет ответственность за свои действия (или бездействие).

4. «Вертикальный Мир» прилагает все усилия и принимает все меры предосторожности с целью уменьшения вышеуказанных рисков, однако не несет ответственность за ущерб, который может быть причинен участнику в случае реализации какого-либо из рисков.

5. Несмотря на вышеуказанные факторы и условия, Хели-Ски не только удел экспертов, но и туристов среднего уровня подготовки. При наличии в группе участников разного уровня подготовки, выбираемые склоны, маршрут, темп спуска и его тактика ориентированы на безопасное преодоление маршрута самым слабым членом группы.

6. Стандартная группа насчитывает 10-15 человек. С целью комплектования групп примерно одного уровня подготовки, каждому участнику предлагается заполнить анкету. При этом комплектование группы с примерно равным уровнем катания не гарантируется. Ответственность за достоверность поданных сведений лежит исключительно на участнике.

7. В зависимости от времени года, метеоусловий, места проведения и т.п. факторов, катание вне подготовленных трасс может быть как восхитительным, так и крайне ограниченным, а порой, и невозможным в связи с угрозой безопасности участников.

8. Решение о продолжении или прекращении катания в некомфортных метео- или снежных условиях принимается коллегиально большинством группы. Решение о прекращении катания в условиях, грозящих безопасности участников находится в исключительной компетенции гида и не подлежит обсуждению.

9. Каждую группу сопровождает два (в исключительных случаях один) гида.

10. С момента посадки в вертолет (в начале катания) и до момента выхода из него (по окончании катания), каждый участник обязан неукоснительно выполнять распоряжения гидов, непосредственно связанные с процедурой катания.

11. В случае нарушения участником пункта 10., гид не несет ответственность за возможные последствия, связанные с таким нарушением, а также, участник может быть отстранен от катания без материальной компенсации.

12. Оборудование и экипировка:

А) Каждому участнику выдается лавинный датчик, работоспособность которого ежедневно проверяется гидом при посадке в вертолет. После выдачи датчика, ответственность за его наличие при посадке в вертолет исключительно несет участник: нет датчика — нет катания.

Б) Участники осуществляют спуски в собственной отрегулированной и подогнанной ими самостоятельно экипировке (лыжи, крепления, палки, сноуборд, защитные очки, шлем, одежда).

В) Гид имеет специальное оборудование, необходимое для обеспечение безопасности, а именно:

лавинный датчик, способный работать в режиме приема сигнала и поиска попавшего в лавину датчика, лавинный щуп, лавинную лопату, аптечку для оказания первой медицинской помощи, рацию для связи между гидами и экипажем, обслуживающего группу вертолета, а также дополнительное снаряжение (веревка альпинистская, ледобуры, карабины, нож, и др.).

13. Правила входа-выхода в вертолет и нахождения в нем:

А) Запрещается разведение огня и курение как в вертолете, так и в непосредственной близости от него и выносных топливных баков.

Б) подход к вертолету после запуска двигателей ближе чем 5 метров до зоны вращения винтов допускается только с разрешения членов экипажа вертолета или гида.

В) выход из салона вертолета, в случае выключения двигателей, допускается только после полной остановки винтов и только с разрешения членов экипажа или гида.

Г) при подлете вертолета к группе и посадке в него:

— все участники располагаются за спиной гида, стараясь образовать максимально компактную группу.

— необходимо надеть или удерживать при себе личные вещи, не допуская их разлетания в стороны при работе винтов.

— рекомендуется также надевать очки для предотвращения повреждений глаз.

— запрещается поднимать лыжи, палки и другие предметы выше уровня головы.

— лыжники входят в салон, имея при себе свои лыжи и палки. Лыжи должны вноситься носками вперед. Лыжи складываются в специально отведенном для этого месте. Палки удерживаются при себе в течение всего полета.

— сноубордисты входят в салон, имея при себе свой сноуборд, и удерживают его при себе в течение всего полета.

Д) При высадке из вертолета на склон:

— первым выходит один из гидов, оценивая безопасность выбранного места, и помогает выходу участников.

— лыжники выходят, имея при себе палки. Лыжи выгружают гиды.

— сноубордисты выходят, имея при себе свой сноуборд.

— после высадки, необходимо быстро и четко занять место, указанное гидом. Запрешается отходить от дверного проема далее, чем на 2-3 метра.

— при высадке на край склона или карниз, внимательно следить за знаками и указаниями гида и занимать места в непосредственной близости от вертолета и гида.

— при высадке на обледенелые или каменистые склоны, соблюдать особую осторожность с целью предотвращения соскальзывания вниз по склону.

— при высадке на крутой склон, находиться в сидячем положении, не поднимаясь в полный рост, вплоть до отлета вертолета.

— в случае высадки на площадку ограниченного размера, необходимо соблюдать особую осторожность при надевании лыж или сноуборда с целью предотвращения соскальзывания инвентаря вниз по склону.

— отход от места высадки во время ее или после отлета вертолета возможен только с разрешения гида.

14. Правила передвижения по склону (катания):

А) перед началом движения вниз, гид дополнительно проверяет маршрут движения, ранее просмотренный с вертолета. В это время все участники ожидают на месте высадки и начинают движение только с разрешения гида.

Б) Участники должны двигаться только в части склона, одобренной гидом в качестве зоны катания. Самостоятельное покидание зоны катания является недопустимым.

В) Спуск группы вниз делится на несколько этапов, разделенных точками остановки (точками безопасности). При достижении первым гидом очередной точки безопасности и проверке дальнейшего маршрута, гидами дается разрешение на начало движения группы. Все участники должны собраться в точке безопасности, около первого гида.

Г) Гиды дают указания о порядке и последовательности движения каждого из участников. В местах повышенной опасности и трудности гиды могут принять решение о введении правила 1/1. Это означает, что на данном этапе спуска единовременно может двигаться только один лыжник. Следующий участник может начать движение только после остановки предыдущего в точке безопасности и только с разрешения гида. В зависимости от сложности участка движение может происходить по правилу 2/2, 3/3 и т.п.

Д) В любой точке склона (даже на месте высадки) гид может принять решение об изменении маршрута, преждевременной остановке или отмене данного спуска. Данное решение принимается в случае, если дальнейшее движение по ранее выбранному маршруту, угрожает безопасности участников. Оплата за прерванный или отмененный спуск взимается в полном объеме.

Е) Ни при каких условиях участник не должен оказываться «ниже гида» – ниже по склону, чем первый гид.

Ж) при преодолении кулуаров необходимо:

— стараться сохранять прямолинейную траекторию движения вниз по линии падения склона.

— при необходимости совершения траверса, остановиться по его окончании на 5-10 сек. и после этого, при отсутствии очевидных признаков подрезания лавины, начать движение вниз.

— в случае падения предыдущего участника, прекратить движение и постараться передвинуться в ближайшую точку безопасности – под ближайшей скалой в боковом отроге кулуара. При необходимости и только по распоряжению гида оказать помощь упавшему участнику.

— при подаче сигнала о сходе лавины, набрать небольшую скорость и уйти в один из боковых отрогов кулуара, максимально удалившись от центральной части (зоны движения лавины).

— помнить о возможности падения камней и льда с окружающих скал и стараться избегать опасных участков.

З) при катании в лесу:

— каждый участник должен надеть очки для защиты глаз.

— необходимо уделять повышенное внимание наличию следов гида или кого-либо из участников вниз по склону. Отсутствие таковых может быть признаком потери правильного маршрута катания.

— при отсутствии визуального контакта с группой, необходимо немедленно звать о помощи.

— необходимо уделять повышенное внимание контролю скорости – катание между деревьями, это не катание «по падающим древкам» на спортивной трассе. Столкновение с деревом может привести к серьезной травме.

— необходимо внимательно следить за рельефом снежного покрова. Любые поперечные снежные бугорки или впадинки могут быть признаком поваленного дерева, сучка, ветки. В таких местах необходимо снизить скорость, изменить траекторию движения или заставить лыжи (сноуборд) «всплыть» на поверхность снега.

— в случае малого снежного покрова, необходимо максимально снизить скорость и соблюдать крайнюю осторожность.

И) При катании с вулканов:

— избегать продолжительного нахождения в местах выхода газов сероводорода

— соблюдать особую осторожность при передвижении вблизи кратеров и фуморол, а также других отверстий в рельефе.

К) при сходе снежной лавины:

— если вы находитесь на лавине или ниже точки ее схода, старайтесь набрать максимально контролируемую вами скорость путем движения прямо вниз и далее плавной дугой уходите в сторону от лавины.

— если вы находитесь в лавине, старайтесь держаться на ее поверхности, старайтесь создать пространство вокруг себя при ее остановке, старайтесь бороться, а не паниковать.

— если вы находитесь выше точки схода лавины, незамедлительно подайте сигнал тем, кто находится на лавинном склоне, оставайтесь на месте до полной остановки лавины, внимательно следите за попавшими в лавину и старайтесь «отметить» место, где их было видно в последний раз. Начинайте движение по маршруту указанному гидом (если гида нет, двигайтесь строго по «лавинному следу»).

— быстро и четко выполняйте все распоряжения гида. Помните, жизнь попавших в лавину людей полностью зависит от вас.

— если другого не сказано гидом, немедленно переключите свой лавинный датчик в режим поиска и начинайте поиск пострадавших.

15. Как правило, катание происходит в удаленной от населенных пунктов местности, в местах обитания диких животных. Необходимо избегать непосредственного контакта с животными для предотвращения нападения с их стороны. Для этих же целей рекомендуется кататься группой, не оставаясь в одиночестве.

Tags: , , ,

Оставьте комментарий