Призрак телемарка

15. февраля 2009 | От | Категория: Невредно знать

«Мне осталось сделать первый шаг…» — А. Макаревич

Северный ветер создал викингов. Можно предположить, что древние жители приполярных широт не изобретали колеса. Но они придумали лыжи. Скользящие доски, иногда подбитые шкурами морского котика или (снятыми выше копыт) оленя или лося стали инструментом для выживания в снегах. Вся история освоения севера и полярного юга стоит на лыжах. И только в конце XIX века это занятие превратилось в спорт. У истоков лыжного спорта не было различий. Бег, прыжки с трамплина и спуски с гор выполнялись на одних и тех же лыжах, креплениях и в одной и той же обуви. Лыжи тех времен были очень жесткие, имели большой вес и длину. Для того чтобы повернуть на спуске эти «рельсы», требовались огромные усилия и, соответственно, нагрузки на кости, связки и суставы ног. Да и импульсы, передаваемые от ноги к лыже, терялись в мягких кожаных ботинках и тросовых креплениях, которые еще и увеличивали вероятность травмы. Скачок в эволюции произошел, когда пружины креплений стали фиксировать под пяткой. Появилась возможность контролировать продольное (передне-заднее) равновесие при параллельном ведении лыж. Этот новый стиль поворота, получившего название «христиания», развился в современную красивую науку альпийских лыж. Но и сегодня прыгуны с трамплина, улетев за сто метров, припадают на одно из колен при приземлении, отрывая пятку ботинка от лыжи. Это — телемарк. Старо как мир. Все естественно для механики человеческого скелета. Споткнувшись о ветку в лесу, мы инстинктивно делаем выпад вперед ногой, снижая уровень центра тяжести и создавая точку опоры по направлению движения. То же самое происходит в динамике скольжения телемарком. Лыжи в дуге ведутся одна за другой, находящаяся сзади нога почти опирается коленом о лыжу. Элегантный выход из неустойчивого положения на склоне любой крутизны. Красиво! Сделай первый шаг! Горным лыжам есть альтернатива! Спортивная дисциплина, официально признанная FIS. Всем известно что, сноуборды придумали для тех, кто не умеет кататься на лыжах. И что же лучше? Разговоры на эту тему ведутся в очередях на подъемник.
А если вам понравился во-о-н тот кулуарчик? Как туда подняться? Вот и подайте вертолет, «скитуры» или… телемарк. О чем спорить болиду F1 с джипом? Почему же, катаясь на горных лыжах более десяти лет, и отработав восемь сезонов спасателем на Айкуайвенчорре, я ушел в телемарк?

…Этих двух шведов-чудаков мы тогда просто не пустили на подъемник. А они наклеили синтетические ленты-щетки на «скользячки», и поднялись на гору самостоятельно. Сняв камуса, они странновато, но лихо так съехали вниз. Welcome, ребята! Ребята угостили нас пивом и попросили сводить их подальше от подъемников в Хибины.

Па-а-шли! Матс Кристансен и Дэниел Аслунд. Мы с Сашкой на подсмоленных «Бескидах» по лесу летим. Торим лыжню. А скандинавы на своих «карвах» в камусе сзади отстают. Карвинг в лесу!? Вот клоуны! Но когда начался подъем на перевал, все стало наоборот. Мы набираем серпантин, боремся с отдачей. Матс и Дэниэл просто идут вверх по линии падения воды. Уверенно, экономично, безопасно. С перевала мы ушли первые. Спускались осторожно, большими траверсами и перешагиванием. Шведы остались наверху. Рылись в рюкзаках. И вот в февральском солнце с перевала Географов выплывают лыжники, рисуя в снежной целине две четких синусоиды поворотов. Я был потрясен. Это был настоящий слалом!!! «След на снегу» — в переводе с норвежского. Не менее удивительным было увидеть естественное отношение к собственной безопасности. Каски, лавинные лопаты и датчики. Мы свои лавинные ленты засунули подальше. Вот и «сводили» клиентов в горы. У меня после того восхождения сильно изменились представления о лыжном туризме. Позже появилось понятие «ски-тур» и в МЧС пришли новенькие комплекты. Но все спасатели в отряде, обкатав и обходив новинки, не стали спешить прощаться со «старыми добрыми Бескидами» и меховыми сапогами. А я продолжал поиски снаряжения для телемарка. Лыжники со стажем сказывали, что в СССР телемарк завезли после Победы. Трофейные егерские лыжи тикового дерева. Соскребая белую камуфляжную краску с носка, можно было определить марку лыж — «Факел» и «Телемарк». С тех пор поставок больше не было. Невиданный дефицит. Однажды, разгружая «гуманитарку» норвежского Красного Креста, присланную для наших тюрем и хосписов, наткнулся среди старого барахла на армейские ботинки с канавкой под трос на каблуке и клеймом на подошве — 1953 г. Крепления достал «прыжковые» из ГДР. Лыжи «Младост»…

Начал учиться. На склонах, где прежде съезжал на одной лыже, падал отчаянно.

С упорством мазохиста учился делать первые повороты. Снимал форменную куртку спасателя с белыми крестами, чтобы не позорить отряд. Это было в прошлом веке. За несколько лет катания в стиле телемарк я услышал в свой адрес много эпитетов и реплик. От пренебрежения до восхищения. Сменил тот «секонд фут» на райдерский карвинг с современными пластиковыми ботинками. Теперь катаюсь в форме. Знай наших! Народ интересуется. Многие хотят попробовать, и даже спрашивают, где можно приобрести комплект. Однако телемарка в России нет. Почти нет. Он призрачен. К примеру, в учебном пособии И.М. Бутина «Лыжный спорт», выпущенном в 2003 г. для студентов высших педагогических учебных заведений, среди описаний типов поворотов на лыжах и главы по истории не найти никаких сведений о телемарке. Лыжников, приседающих при спуске на колено, среди россиян едва ли наберется десяток. Каждая известная лыжная фирма-производитель выпускает лыжи для телемарка, но в русскоязычных проспектах их не увидеть. Дилеры боятся, что не будет продаж. Но
каждую весну в горы уходят стада туристов на деревянных лыжах и с запасным тросиком на шее. Хотя многие уже узнали о «бэккантри». Снаряжение для умеренно пересеченной местности, на котором практически выполняется поворот телемарк, так же как и на «Бескидах» и на классических беговых лыжах.

Просто нет школы, учиться не у кого, снаряжение купить трудно. Спрос, как известно, рождает предложение. Буквально десяток лет тому назад где-нибудь на Чегете лыжник, весь облаченный по «фирме», вызывал восхищение независимо от способностей. Сегодня же любой желающий теряется от обилия предлагаемого снаряжения. Порой трудно разобраться в терминах. Появляются новые стили спусков, совместно с изобретениями и технологиями.

Но иногда возникает желание уйти подальше от шумных и пестрых подъемников, в тишину гор. И для этого существуют ски-тур и телемарк. Многие люди, которым есть необходимость уходить в снега, до сих пор делают это в примитивном снаряжении. Охотники удивлялись, насколько маневренно и тихо можно подойти к стае куропаток «на выстрел». Камус «держит» склон. Палки сложены, закреплены на рюкзак. В руках ружье. Люди в горной тундре знают цену надежным лыжам. И дело не в деньгах. Когда на перевале при — 20 С приходится ремонтировать крепления или сломанный носок, отдашь за лыжу полцарства. Рыбаки, охотники, туристы, оленеводы, лесничие и др. тачают самодельные крепления на деревянные раритеты. Как и сотни лет назад, можно на костре подсмолить лыжи корой, содранной с ели. Великая снежная страна! Нуждающихся много, но предложения скудны. Из силовых структур России, пожалуй, только лишь МЧС сегодня может выполнять задачи на любом снежном рельефе. В зимнюю экипировку пехотинца любой северной страны входит снаряжение ски-тур, снегоступы, или телемарк. «Несокрушимая и легендарная» традиций не меняет. Прапорщики растапливают печки в гаражах деревянными лыжами. Победа в «финской» войне так ничему и не научила. У пастора Шлага лыжи были наверняка надежней, чем у современного русского солдата. Вот она, страшная военная тайна. И мало кто догадывается, что есть другие лыжи…

Хочется верить, что современные технологии производства лыж, ботинок и креплений позволят телемарку достойно вернуться, чтобы завоевать нехоженые склоны и рынок. Призрак бродит по России.

Николай Сенин 2003

Tags:

Оставьте комментарий