Способы самооценки

26. января 2009 | От | Категория: Техника

Среди массы советов, которые можно найти в любом номере горнолыжного журнала, выпускающегося в США или Европе, есть один, который мне очень нравится. Совет этот – изучить сленг, на котором изъясняются любители горных лыж. При этом совершенно не нужно пытаться понять, чем отличается биаксиальная оплетка керна лыж от триаксиальной или что такое перебалансировка в продольном направлении. Смысл этого совета в том, чтобы понять, что отвечают лыжники разной квалификации на вопрос: «ты хорошо катаешься на лыжах?». Те, кто отвечает что-то типа: «да, я эксперт» или«я катаюсь только по черным трассам или вообще вне трасс», очень часто переоценивают свой уровень. А вот за теми любителями горных лыж, которые отвечают на этот вопрос фразами: «немножко катаюсь» или «с горы съезжаю», имеет смысл понаблюдать внимательнее. Как правило, именно эти люди и являются лыжниками экспертного класса. В каждой шутке есть доля шутки: как-то раз подобный ответ корреспондентке газеты при мне дал Кирилл Анисимов победитель чемпионата России по фрирайду, а он действительно «немножко умеет» кататься на лыжах.

Определение своего технического уровня редко имеет какой-то практический смысл: разве что для того, чтобы попытаться заранее охарактеризовать свой опыт для подбора компании по уровню катания, но все равно лучше увидеть будущих «соучастников» на склоне. Но вопросом этим задаются довольно многие из катающихся на горных лыжах. Ведь удовольствие можно получать от самых разных вещей, и часть любителей горных лыж получает удовольствие от самосовершенствования. Именно эта часть горнолыжников и копается в себе: каждый год ездишь в горы, работаешь над собой, оттачиваешь какие-то элементы, словом – тратишь массу времени и денег, а заметен ли прогресс? Хочется, чтобы был заметен. Значит, надо как-то оценить свое мастерство. Некоторые принимают участие в соревнованиях, организуемых клубами любителей горных лыж, но таких не так много: клубы есть не везде, да и постоянно «ходить трассу» приходится по нраву далеко не всем. Вот и хочется найти применимый везде способ оценки своей подготовки.

Наиболее распространенным вариантом самооценки является анализ имеющихся навыков и сравнение их с одной из имеющихся систем распределения любителей горных лыж по уровням. Существует несколько систем, от самой простой «начинающий-катающийся-эксперт», до достаточно широкой американской системы SKILL, которая помогает классифицировать любителей горных лыж по десяти уровням. Однако попытка соотнести себя с одним из уровней этой, достаточно подробной и стройной системы, как правило, приводит к завышенной самооценке: мы слишком себя любим для того, чтобы реально оценивать свои способности. С другой стороны, если попросить кого-то постороннего оценить наш технический уровень, оценка очень часто будет настолько низка, что это вызовет достаточно резкий протест… К этому добавляется и некоторая «растянутость» этой системы в области начальных уровней, и достаточно сильная «сжатость» в области уровней опытных лыжников. В последние пару лет в нашей стране отчетливо проявился еще один момент, мешающий признать эту систему универсальной и общеприменимой. Раньше, когда на склонах превалировала классическая школа обучения технике спусков, на переход от поворотов плугом к повороту из упора и затем к основному повороту на параллельных лыжах уходило несколько зимних сезонов. В настоящее время, благодаря мощной поддержке в виде современных моделей лыж, опытный инструктор в состоянии за неделю обучить технике катания на параллельных лыжах (конечно, с определенными упрощениями). А в нашей стране, где все и всегда стремились максимально быстро пройти период обучения и отправиться в самостоятельное путешествие по склонам, да вдобавок у подавляющего большинства встающих на горные лыжи совершенно отсутствуют деньги на оплату инструктора, обучающиеся в лучшем случае пользуются его услугами в течении пары часов. Благодаря этому, первые четыре уровня системы SKILL фактически могут быть объединены – достаточно координированными и спортивно подготовленными начинающими они «проходятся» в течении нескольких часов занятий. А из остальных шести уровней еще четыре нуждаются как минимум в переформулировании – использованные там определения и характеристики горнолыжников в наши дни уже архаичны. Посудите сами: «…ваши ноги еще достаточно широко расставлены, но…» (перевод, к сожалению, был мной сделан до внедрения карвов в широкие массы российских любителей). С точки зрения современных тенденций, широкое ведение лыж – основа основ, а отнюдь не недочет в технике. Так что, в результате применения этой системы объективной оценки своих возможностей, пожалуй, не получится. Здесь речь идет именно о самооценке, и именно в России: у нас, как нигде в мире, развито самообучение и, соответственно, самостоятельная оценка.

Следующий вариант оценки своего технического уровня – видеосъемка и последующий просмотр. Пытаясь понять, как они выглядят на склоне, некоторые просят друзей снять их на видеокамеру, и затем просматривают свои спуски на экране телевизора. В результате производится самооценка, когда более или менее обективно, а когда и по субъективному критерию «нравится, – не нравится». Учитывая колоссальное количество самых разнообразных вариантов поворотов, (в девяти случаях из десяти – категорически неверных), которые можно увидеть на склонах, результат такой самооценки в основном зависит от того представления о правильном и красивом катании, которое принято за эталон. При этом отсутствие этого самого единого представления о том, как должно выглядеть современное любительское катание, приводит иногда к весьма причудливым элементам техники и их сочетаниям, авторы-исполнители которых будут рьяно отстаивать красоту выработанного ими стиля. Несмотря на вышесказанное, этот вариант может принести очень хорошие результаты. Но только в том случае, если есть возможность просмотреть себя-любимого не в одиночестве, а в компании действительно опытного инструктора, владеющего современной техникой, или очень хорошо катающегося любителя. (Под современной техникой здесь я понимаю отнюдь не только и точнее, не столько резаное ведение лыж, а весь комплекс – стойку, широкое ведение лыж, комбинация и своевременное выполнение движений…) Во время такого просмотра можно не только самому увидеть – что именно вы делаете не так, как вам бы хотелось, но и получить более (от хорошего инструктора, знающего современную технику и умеющего ее использовать) или менее (от очень опытного любителя) квалифицированный совет по поводу того, что необходимо сделать или какие упражнения имеет смысл выполнить, чтобы скорректировать свою технику.

Лирическое отступление: я не противопоставляю инструктора и любителя. Многие «просто любители» катаются существенно лучше большинства инструкторов. Но! На мой взгляд, в настоящее время инструкторами по горным лыжам становятся те, кто не только старается совершенствоваться, но и склонен к анализу своих (а заодно — и не только своих) действий. То есть далеко не всякий хорошо катающийся горнолыжник может быть инструктором, поскольку попросту не имеет к этому склонности, или ему это просто ни к чему. Конечно, будучи вашим товарищем, он, скорее всего, выполнит вашу просьбу о помощи. А вот помочь, возможно, и не сможет – и совсем не потому, что не хочет… Ведь во время обучения в школе инструктор получает знания о том, как проанализировать движения катающегося, разложить их по полочкам, выделить неправильные, и о том, какие упражнения корректируют (иногда в неявной форме) неверные движения, словом – он получает в свое распоряжение четкую систему обучения и корректировки, которой нет у любителя, даже очень хорошо катающегося. Безусловно, есть и те, кто не пройдя обучение в школе инструкторов, может проанализировать и очень четко указать ваши ошибки, подсказать методы их исправления. Но квалифицированный инструктор сделает это с гораздо большей вероятностью, а следовательно — общение с ним принесет вам больше пользы.

А если видеокамеры нет, а среди знакомых нет инструкторов? Попробуем сформулировать, по каким критериям можно оценить свой технический уровень.

Контролируемая скорость. Чем выше уровень техники — тем выше скорость контролируемого на всем своем протяжении спуска. При этом скорость не является самоцелью, – катающийся получает удовольствие не оттого, что смог устоять на одеревеневших ногах и доехал «до конца спуска», а от самого процесса спуска, во время которого он наслаждается максимально возможной в данных условиях, управляемой им скоростью.

Состояние снега. Чем больше опыт, тем меньше заметны различия в движениях лыжника на максимально разнообразном — от льда до глубокой целины — снегу. Варьируется плавность выполнения движений, немного меняются соотношения между ними, но набор базовых элементов не меняется. Начинающий обычно просто не в состоянии спуститься по ледяному склону, максимум – боковое соскальзывание или ярко выраженный плуг, а попытка спуска в целине приводит к многочисленным падениям. Эксперт практически на любом склоне выглядит одинаково, создается впечатление, что он везде катается, используя одни и те же движения.

Продолжительность безостановочного спуска. С ростом уровня технической подготовки улучшается коэффициент полезного использования того или иного навыка, амплитуда движений становится минимально необходимой для выполнения того или иного приема — улучшается экономичность, соответственно и продолжительность спуска, который в состоянии совершить горнолыжник, возрастает. Остановки же совершаются совсем не потому, что лыжник не в состоянии продолжить движение, а потому, что «просто захотелось остановиться здесь».

Крутизна склона. У неопытного лыжника необходимость повернуть на относительно крутом склоне вызывает зачастую приступ панического страха: заставить себя направить носки лыж вниз по склону совсем не просто. Чем опытнее любитель лыж, — тем более уверенно он ощущает себя на все более крутых склонах, и на них начинает движение строго вниз, а уже потом поворачивает. Таким образом, увеличение уверенности прохождения без падений и остановок все более крутых склонов на все возрастающей скорости является четким критерием повышения квалификации катающегося.

Различия в лыжах. Не очень хорошо катающийся лыжник не в состоянии ощутить различия в близких по геометрии и ростовке лыжах различных целевых групп. Отсюда распространенное среди малоквалифицированных любителей горных лыж мнение: «все лыжи одинаковы, а производители только денег хотят заработать, поэтому каждый год выпускают новые модели лыж, которые не отличаются от прошлогодних. Чем опытнее любитель, тем лучше он чувствует различия не только моделей с различной геометрией и начинкой, но и очень близких по своим характеристикам лыж одной целевой группы.

Можно добавить к этим, на мой взгляд — основным — критериям, еще несколько: способность четко ощущать правильную подгонку ботинок и их жесткость, способность по одному и тому же склону спуститься, используя повороты как большого, так и малого, радиуса, умение использовать перебалансировку в продольном направлении и другие.

Но вместо этого я рискну предложить еще один вариант самооценки и оценки уровня подготовленности других любителей горных лыж. И вариант этот очень прост в формулировании: ширина следа, оставляемого лыжником в дуге поворота правильной формы на как можно более крутом склоне, при спуске сопряженными поворотами..

Другими словами, уровень техники может быть измерен в… градусах крутизны склона, на котором лыжник оставляет максимально узкий след от каждой лыжи в течение всего поворота, на протяжении всего спуска, при этом лыжи ведутся максимально широко, минимальное расстояние — для определенности — около полуметра. Обратите внимание: в данном случае я не упоминаю слов «резаное ведение», хотя они напрашиваются сами собой. Да, резаное ведение является мерилом уровня подготовленности лыжников, но в условиях наших «курортов» во многих случаях техника чистого резаного ведения неприменима, и многие лыжники даже очень высокого уровня предпочитают фрирайдный стиль катания, который не предполагает резаного ведения. А вот освоение почти резаного ведения лыж с очень небольшим, дозированным проскальзыванием в каждом повороте, практически вне зависимости от радиуса поворота (за исключением коротких поворотов, меньше радиуса бокового выреза лыж, выполняемых на малой скорости) и крутизны склона доступно лыжникам действительно экспертного уровня. Безусловно, найдутся «герои», которые, съехав по прямой со склона протяженностью метров 300 и при этом устояв на широко расставленных ногах, будут с пеной у рта доказывать, что они, согласно этому критерию, эксперты. На здоровье! Ведь и применяя систему SKILL, можно смело поставить себе «девятку», хотя поворачивать умеешь только за счет силы накачанных ног, не так ли?

P.S. Такой поворот, кстати, называется S-поворотом и применяется во время тренировок лыжников высокого класса. Когда я писал эту статейку, то об этом не знал.

Георгий Дубенецкий 2002

Tags: , , ,

Оставьте комментарий