Современная техника — есть ли она?

26. января 2009 | От | Категория: Техника

Некоторые мысли по поводу того, что такое «новая техника катания», «карвинг», есть ли они на самом деле и один из способов освоить это всё самостоятельно

Первое, что хотелось бы сформулировать — почему и для кого написано всё, что идёт дальше. Для новичков, которые хотят научиться кататься? Маловероятно. Для тренеров по горным лыжам? Боже упаси!!! Ни в коем случае не считаю себя вправе учить кого-то из этого сословия людей очень и очень разных, да и не найдут они на этих страницах ничего, что бы они могли применить. Для спортсменов? Не смешите! Тем более, что подавляющее большинство из них считают нас, любителей, чайниками, и относится с соответствующей долей презрения: «раз трассу не ходит – значит, на лыжах не умеет кататься».

Мне, честно говоря, это мнение напоминает знаменитый армейский афоризм: «если вы такие умные, то почему строем не ходите?», но это – тема отдельного разговора. Для инструкторов по горным лыжам? Может быть, отчасти и так. Если кому-то из них покажутся полезными и пригодятся формулировки или описания, которые приведены в этом материале – я буду очень рад. Но я не методист, и поэтому с методической точки зрения этот материал может быть далёк от идеала.

Честно говоря, написано это всё для любителей горных лыж, которые уже умеют кататься и хотят прогрессировать, для тех, кто хочет за несколько дней самостоятельных занятий пополнить свой арсенал простыми резаными поворотами. Не надо ждать чуда: если вы «пару раз» попытаетесь выполнить те упражнения, которые здесь приведены, у вас может ничего не получиться. Определенное время потратить придётся, то есть слова «несколько дней» надо воспринимать именно как несколько дней, в течение нескольких часов ежедневно, потраченные на то, чтобы ощутить, как ваши лыжи НЕ соскальзывают вбок. Не очень радужно? Что делать, – зато честно. Спортсмены многие годы проводят в ежедневных тренировках, а вы что думали – усилием мысли лыжи «режут»? Это вряд ли. Хотя всякое бывает…

Ещё одно. На сегодняшний день (на момент написания статьи, то есть несколько лет назад. Сейчас, в 2005 году, доступна прекрасная книга Александра Каниовского «Карвинг для чайников», которую я настоятельно рекомендую. Ничего подобного на русском языке не издавалось. Я не встретил материала на русском языке, который формулировал бы основы «карвинга», правильно объяснял бы хоть что-то из так называемой современной техники. Исключение – материалы сайта www.youcanski.com и перевод книги Рона ЛеМастера «На кантах». Можно возразить: а распространённая в России книга Юрия Ценина «Горные лыжи без инструктора»? При всём моём уважении к автору этой книги, увы… В том, что касается одного из разделов современной техники – «карвинга» — эта книга, мягко говоря, далека от идеала. Одна из причин – в книге собраны советы разных людей, почерпнутые из различных зарубежных источников, и в результате – масса противоречий и взаимоисключающих формулировок.

Я попытаюсь сформулировать базовые вещи, движения, упражнения, понятия — рассказать, базируясь на своём опыте – вдруг кому-то поможет. Почему вы должны верить мне? Не знаю. Не хотите – не верьте, тогда дальше можно просто не читать.

Что же из себя на самом деле представляет карвинг

Карвинг – термин, который придумали после появления лыж с увеличенным боковым вырезом для того, чтобы как-то назвать упрощенный – любительский — вариант техники резаного ведения лыж (to carve – резать, англ.), которая была известна и двадцать, и тридцать, и даже сорок лет назад. Долгие годы такая техника, представляющая собой наиболее экономичную с точки зрения затрат энергии лыжника и наиболее скоростную с точки зрения торможения лыж в процессе ведения дуги поворота, использовалась и развивалась спортсменами, соревнующимися, в особенности, на трассах слалома-гиганта и супергиганта. До появления мягких лыж с увеличенным боковым вырезом, названных карвами, эта техника была доступна только спортсменам — тем, кто постоянно тренировался на жестких, подготовленных для соревнований и свободных от других катающихся людей трассах.

Лыжи, которые мы называем лыжами «классической» формы или «классикой» являются почти прямыми – без заметного сужения в талии — и довольно жесткими в продольном направлении. Сейчас уже не выпускаются. Да, на них тоже можно сделать чистый резаный поворот без особых усилий, но очень большого радиуса, и со стороны будет казаться, что лыжник едет по прямой (здесь речь идет, конечно, о любительской технике). Или резаного ведения в чистом виде не получается вовсе, или нужен очень широкий, очень длинный и очень пологий склон или требуется спортивная отточенная техника. На мягких карвах эта техника требуется в самом минимальном, очень упрощённом варианте.

Чем же объясняется тот факт, что с появлением карвов такая «элитная» техника стала доступной многим любителям лыж? Дело в том, что чем больше глубина бокового выреза лыж (или чем меньше радиус выреза), тем меньший угол закантовки требуется для того, выполнить резаный поворот малого радиуса. Еще одно: чем больше глубина бокового выреза лыж (или чем меньше радиус выреза) — тем круче будет поворачивать закантованная на некоторый угол и загруженная (прогнутая) лыжа, идущая по линии контакта канта и снега – дуге резаного поворота. Чем мягче лыжа, тем меньше усилий требуется для того, чтобы её прогнуть и обеспечить плотный контакт канта с поверхностью склона («врезать кант» в склон). А чем меньше усилий и меньше угол закантовки — тем меньший от лыжника требуется уровень подготовленности. И тем ниже требуется скорость для того, чтобы выполнить чистый резаный поворот. А ведь на малой скорости и на пологих склонах кататься существенно проще.

Таким образом, с эволюцией конструкции и формы лыж (с увеличением глубины бокового выреза) у любителей появилась возможность использовать упрощенную технику резаного ведения лыж на относительно мягком склоне, без приложения к лыжам больших усилий и не посвящая долгие часы и дни изнурительным тренировкам. Этим и объясняется тот факт, что «карвингом» смогли овладеть люди, стоящие на лыжах от силы пару сезонов. Такая техника в любительской литературе и называется для краткости карвингом или техникой карвинга.

Что такое резаное ведение лыж

И в литературе и в разговорах очень часто используется термин «резаное ведение лыж», «резаный поворот», а потом выясняется, что многие любители горных лыж просто не понимают, о чём идет речь. Не понимают, а спросить – показать своё незнание – мало кто осмеливается. Так что начнём с определения того, что представляет собой резаное ведение лыж.
Берем обычную прямую линейку. Кладем на стол. Приподнимаем за середину одну ее длинную сторону («закантовываем») – линейка по-прежнему касается стола по всей своей длине. Давим на середину линейки, пытаясь её согнуть. Линейка тщательно упирается в стол ребром по всей своей длине и прогибаться не собирается. Линия контакта ребра линейки («канта лыжи») со столом представляет собой прямую. Почти то же самое получается, если пытаться закантовать и прогнуть лыжу классической формы, имеющую очень незначительный боковой вырез.

Теперь возьмем линейку с формой, похожей на песочные часы (аналог лыжи современной формы). Опять чуть-чуть приподнимаем одну ее длинную сторону. Линейка (лыжа) касается стола только своими концами – носком и пяткой, и в этом случае, надавливая на середину линейки-лыжи, ее можно сгибать до тех пор, пока она не будет касаться поверхности стола по всей своей длине. Линия контакта кривой грани («канта») линейки-лыжи со столом образует дугу. Снег, в отличие от поверхности стола, мягкий. И поскольку лыжник давит на лыжу сверху, заставляя ее прогнуться, то острый кант лыжи врежется в снег – и тем глубже, чем мягче снег и чем сильнее давление на лыжу. Теперь, если эту прогнутую лыжу двигать строго вперед, в ту сторону, куда направлен носок лыжи, она будет двигаться по этой дуге, которую и называют дугой резаного поворота.

Таким образом, резаное ведение лыжи получается тогда, когда поставленная на кант – закантованная — и загруженная лыжа прогибается и без бокового сноса — проскальзывания — едет по дуге, образованной линией контакта канта лыжи с поверхностью склона. И если в случае жесткой – слаломной или гигантской – лыжи загрузить её только весом лыжника недостаточно для того, чтобы её прогнуть, то для более мягких – любительских – моделей дополнительных усилий можно и не предпринимать (по крайней мере, на первоначальном этапе). А мысль о том, что для карвингового (или, точнее, резаного) поворота достаточно поставить лыжу на кант – принципиально неверна. Лыжу надо поставить на кант, загрузить и согнуть в дугу. Вот тогда она и будет «резать».

Есть такое заблуждение: «надо освоить карвинг, все остальное — ерунда»

Вот что интересно: ведь никто не считает, что нужно освоить только сложение, а вычитание, умножение и деление – ни к чему. А ведь карвинг – только малая часть всего разнообразия технических приемов и элементов, которые мы используем при катании на лыжах. И если ограничиться только изучением карвинга, то теряется очень много. В этом случае придётся всю свою горнолыжную жизнь провести на широких, малолюдных, довольно пологих и хорошо подготовленных склонах. То есть чуть круче – страшно, свежий снег – непривычно, бугры – плохо, много людей – опасно, узкий склон — плохо. Карвинг – лишь один из различных стилей катания, овладение которым существенно разнообразит палитру вашего мастерства. Навык резаного ведения помогает увеличить скорость и разнообразить катание на относительно пологих склонах, на которых лыжник, чуть освоив так называемый «основной поворот на параллельных лыжах» – поворот с проскальзыванием — но без умения кататься на кантах чувствует себя совершенно несчастными – скучно! Освоив резаное ведение, вы сможете насладиться ощущением того, что ваши лыжи действительно пишут дугу, идут, как по рельсам – и вы убедитесь, что это не преувеличение. Я уже не говорю о тех совершенно потрясающих ощущениях, которые резаное ведение дарит на ледяных склонах. Конечно, если лыжи заточены как следует. Не надо отбрасывать все те навыки, которые уже есть в вашем техническом арсенале – имеет смысл дополнить их еще одним – умением вести лыжи на кантах, и это действительно стоит тех усилий, которые необходимо затратить.

Очень желательными условиями для освоения любительского варианта резаного ведения лыж (карвинга) являются:
— малонаселенный ровный широкий укатанный склон ниже средней крутизны с достаточно плотным снегом, но не льдом;
— наличие такого уровня технических навыков, который позволяет кататься по этому склону дугами большого радиуса или по прямой, без желания погасить скорость при помощи торможения;
— желание освоить несколько новых технических элементов;
— мягкие и относительно короткие (меньше роста лыжника) лыжи с острыми кантами и глубоким боковым вырезом – чем вырез глубже и чем мягче лыжи, тем проще освоить новые элементы техники. Пожалуй, идеальными для освоения любительского варианта резаного ведения являются мягкие экстремальные карвы с радиусом выреза не больше 13 – 14 метров. Такие лыжи есть практически у каждого серьёзного производителя лыж;
— наличие и доступность инструктора, который:
а) является обладателем лыж современной формы,
б) сам умеет кататься резаным ведением,
в) умеет учить именно резаному ведению, пусть даже и в простейшем – любительском – виде.

Невыполнимо? Да нет. Все эти условия реальны. Да и обойтись без них можно. Просто при выполнении всех этих условий процесс освоения новых технических элементов пойдет гораздо быстрее. А самое главное, ради чего мы катаемся – получение удовольствия от новых ощущений – произойдет в кратчайшие сроки.

Пожалуй, наиболее трудновыполнимым является последнее условие, а именно – наличие инструктора. Во-первых, масса инструкторов на просторах России пока ещё и показать могут далеко не всё, что знают и умеют сами. Во вторых, очень многие инструкторы учились до появления в России людей, которые могли бы их самих обучить этим элементам техники и показать соответствующие упражнения, а на повторное обучение – современной технике – уже и денег может не быть, да и времени тоже. Ну и напоследок – практически никто из тех, кто уже умеет кататься, не жаждет оплачивать работу инструктора. Ну а те, кто может и хочет оплатить своё совершенствование, как правило, делают это на Европейских курортах. Получается, что и стимула осваивать современную технику у многих старых Российских инструкторов попросту нет. Ну да ладно, это тема отдельного обсуждения. Тем более, что новое поколение инструкторов прекрасно и кататься умеет, и учит быстро и качественно.

Хочу ещё раз отметить, что если есть хоть малейшая возможность позаниматься с инструктором – это необходимо сделать. Безусловно, прежде всего, надо постараться понять – может он сам-то резаный поворот выполнить или нет. И если может – то хватайте его и пусть вас научит. Причем не просто знакомый, который, как вам кажется (или как он утверждает), умеет «карвить», а именно инструктор. То есть знакомый тоже может помочь, но чаще – помочь не сможет, и вдобавок — с гораздо большей вероятностью может и навредить. Почему так важен инструктор – причин очень много, но самая основная – мы ведь себя со стороны не видим. И ошибки не видим, и благополучно катаемся, разучивая (вполне вероятно) ошибочные движения.

Да и попросту ничего не получиться тоже может, а опытный инструктор и подскажет, и исправит, и упражнение даст специальное – это на бумаге его описать полстраницы потребуется, да и не всё можно описать словами: попробуйте описать вкус помидора тому, кто его ни разу не пробовал. А показать-то движение иногда гораздо проще. Да вдобавок некоторые приёмы получаются только в том случае, если правильно выполняешь какое-либо первичное, базовое, движение – а вдруг у вас именно в нём и ошибка? Тогда вообще ничего может не получиться…

Так что всё, что написано дальше, нужно воспринимать со следующими оговорками:
1 Это НЕ самоучитель. Это только советы тем, кто по своему финансовому положению или по месту проживания попросту не может воспользоваться услугами инструктора, а «попробовать карвингу» хочет.
2 Это НЕ универсальные приёмы. Это, с моей точки зрения, «декоративный карвинг», то есть резаное ведение в наипростейшем его виде. Декоративный карвинг – это резаное ведение только за счёт использования геометрии лыжи и её прогиба под весом лыжника, без активного воздействия лыжником на радиус поворота. (Формулировка Грэга Гуршмана).
3 Мало этого. Если в дальнейшем вы будете прогрессировать, то вам придётся в корне изменить восприятие того, что вы делаете для постановки лыж на канты: я ниже пишу о том, что надо «свесить попу внутрь поворота», а вам придётся привыкать «выносить плечи наружу поворота», «наклоняться за наружную лыжу», «выпрямлять наружную ногу»… Почему же тогда я здесь пишу о том, о чём пишу? Дело в том, что мне кажется, что приведённые ниже советы наиболее ярко и образно передают то, что необходимо сделать.
4 Это НЕ идеальные советы. Ещё раз: это только советы тем, кто по своему финансовому положению или по месту проживания… см. пункт 1.
Если все эти мои предупреждения вас не остановили, тогда – поехали. Но я, по крайней мере, честно всех предупредил, что гораздо полезнее заплатить знающему инструктору. Ну и самый последний аргумент: я не самостоятельно учился резаному ведению, а при помощи весьма опытного наставника.

Как поставить лыжи на канты?

Способов масса, но не все из них годятся для того, чтобы в дальнейшем быстро перейти от ведения лыж на кантах к сопряжённым резаным поворотам. Попробуем освоить один из вариантов, который ближе всего к простому резаному повороту, да и сам он довольно простой – лыжник в таком положении чувствует себя очень устойчиво. Нужно только выполнить некоторые, на первый взгляд совершенно необязательные, утрированные движения. Эти движения весьма упростят освоение ведения лыж на кантах, а потом – когда вы привыкнете к разнице ощущений, и чётко будете чувствовать: что необходимо сделать для того, чтобы вести лыжи на кантах, вы сможете дозировать и движения, и усилия.
А для начала проделайте следующее: сделайте вид, что садитесь на стул, стоящий сбоку от вас. Еще одно определение того, что нужно сделать: «Свесьте попу внутрь поворота».

Склон для этого упражнения нужен, как упоминалось раньше, малонаселенный, ровный, широкий, укатанный, ниже средней крутизны, с достаточно плотным снегом, но не льдом. Короче – таких не бывает или они где-то очень далеко. Хотя… В Кировске, например, такие склоны есть. Да и на Домбае тоже. Или на Эльбрусе, или в Красной Поляне. Да, кстати, в Подмосковье – в Волене, Сорочанах и Шуколово — тоже встречал. Можно и на коротеньком кусочке склона все это попробовать, главное – не торопиться, понять, что это довольно просто – резать дугу.

Значит, склон есть. Встаньте так, чтобы ваши лыжи смотрели вниз и немного вбок, наискось. Поставьте лыжи на расстоянии около 40-50 см друг от друга. Пока еще лыжи стоят плоско. Поехали. Естественно, медленно – ведь склон пологий. Первое замечание: одну ногу – ту, которая выше по склону, в ближайшем будущем она станет внутренней в отношении поворота — надо выдвинуть вперед, примерно на половину длины ботинка. (Просто для того, чтобы было проще выполнить следующие советы). Едете. Попытайтесь медленно-медленно сесть на воображаемый стул, стоящий сбоку от вас, выше по склону – то есть внутри будущего поворота. Попу для этого, понятное дело, надо развернуть в сторону этого стула, и уже потом садиться. Внимание! Стул стоит не сзади-сбоку, а именно сбоку, даже чуток спереди – на уровне выдвинутой вперед ноги.
Следите за тем, чтобы ваши плечи находились чуть впереди ступней, а линия, соединяющая плечи, по возможности оставалась параллельна линии, соединяющей пятки (или носки) ботинок.

То есть, плечи развернуты немного в долину, в сторону от направления спуска – ведь одна нога выдвинута вперед. Пожалуй, самый красивый совет, который я слышал в отношении плеч, звучит так: направьте плечи на носок нижней лыжи. Кстати, если приседать медленно, то вы просто будете вынуждены наклониться чуть вперёд для сохранения равновесия, и плечи окажутся как раз немного впереди ступней. А ещё надо руки слегка согнуть, локти чуть отвести от корпуса, кисти рук поднять на уровень груди и выставить их вбок-вперед, подобно крабьим клешням, чтобы предплечья параллельны друг другу были. Свесь попу внутрь поворота – это ключевая фраза! Но не назад, не на горшок сесть, а вбок. И — приседаем, сильнее приседаем, еще сильнее, глубже приседаем. Лыжи сначала едут плоско, потом чуток закантовались и прогнулись, по мере дальнейшего приседания закантовались сильнее, и прогибаются под вашим весом тоже все сильнее, и вот в этот момент и надо почувствовать, как лыжи не проскальзывают привычно вбок, а режут точно вперед, на кантах. Главное – ничего больше не делать, не пытаться развернуть лыжи, не трогать их, не пытаться повернуть их или себя, не приседать и не выпрямляться, руками не дёргать – ничего делать не надо. Присели вбок — замерли! Но равновесие сохраняйте, чтобы не упасть — чуть-чуть вперед-назад над лыжами корпусом балансируйте, но не крутитесь, лыжи не дергайте.

И тяните вырисовывающуюся дугу, и скользите чётко вперед – на кантах — до тех пор, пока не остановитесь просто потому, что лыжи уже настолько сильно повернули, что едут поперек склона.

Получилось или не получилось – не знаю. У кого-то сразу получается, у кого-то совсем не сразу. Тем, у кого не сразу и не вдруг, очень советую хитрое упражнение поделать, которое Грег Гуршман называет deep and ugly – “глубоко и безобразно”.

Исходное положение: Скольжение в положении широкого плуга лицом вниз по склону, лыжи раскантованы, стойка средняя, суставы полусогнуты.

Делаете: Скользим. Выпрямите левую ногу, одновременно сильнее сгибая правую (приседая на правую ногу) и разворачивая бедра и верхнюю часть туловища в сторону выпрямленной ноги (правая лыжа идет плоско, левая лыжа встает на внутренний кант.). Продолжаем скольжение не останавливаясь. Одновременно с выполнением этого движения плоско поставленная правая (внутренняя) лыжа слегка выдвигается вперед и занимает такое положение, при котором ее носок находится перед носком закантованной внешней — левой — лыжи. Скользим дальше, но уже вправо, на закантованной левой лыже, идущей на канте.
Обратите внимание: В отличие от традиционного плуга, в данном упражнении поворот осуществляется на поставленной на кант лыже без усиления давления на нее, а вторая лыжа скользит плоско. Используется направляющий эффект лыжи, поставленной на кант.
Делаете: Повторяйте это упражнение поочередно в каждую сторону, добиваясь минимальной затраты времени на переход с лыжи на лыжу и не прекращая движения вниз по склону. Добейтесь того, чтобы внешняя лыжа начинала идти на канте без проскальзывания немедленно после того, как вы изменили положение тела. Для смены опорной ноги достаточно быстро (но не резко) привстаньте, а затем присядьте с одновременным разворотом корпуса в сторону новой закантованной лыжи.
Обратите внимание: Для выполнения последовательности этих упражнений необходима некоторая скорость, поэтому не следует доводить дугу до того момента, когда лыжа займет положение поперек склона и движение прекратится. Мало этого, может потребоваться и слегка увеличить скорость, то есть – выбрать склон такой-же гладкий, но уже покруче.

ВНИМАНИЕ! У этого упражнения есть один побочный эффект: в дальнейшем может сохраниться привычка скользить на канте внешней лыже, просто волоча внутреннюю «как придётся», так что как только вы ощутили, что значит «резать повороты», то есть вести лыжи строго на кантах, старайтесь, сохранив это ощущение, распределять вес тела равномерно на обе лыжи на протяжении всего поворота.

Собственно говоря, всё. Если всё сделано правильно, то вы уже почувствовали, как лыжи поехали не вбок, а вперёд, на кантах, и за спиной остаются два чётких тоненьких следа (или один, если вы уделили максимум внимания одной лыже, а вторую вели плоско). Кстати – именно следы на первоначальном этапе и будут наиболее ярко показывать вам, когда вы схалтурили и соскользнули вбок, а когда – чисто проехали на кантах. Ну а теперь, если все эти ползания в ракообразной позе на потеху окружающей публике вам ещё не надоели, переходим к тому, ради чего всё это затеяно:

Любительский вариант резаного поворота

После того, как ведение лыж на кантах освоено, освоить самый простой вариант резаного поворота, который в спортивной технике известен как поворот формы банана — один из поворотов, применяемых в слаломе-гиганте и супер-гиганте — довольно просто. Надо не доводить спуск на кантах до того момента, когда лыжи уже заняли положение поперек склона и остановились. Фактически, начинать новый поворот — значит перекантовывать лыжи – менять их опорные канты – перекатывать лыжу с канта на кант – переносить попу с одной стороны лыж на другую, одновременно слегка выдвигая вперед уже другую лыжу. Но делать это всё надо плавно-плавно, медленно-медленно, чтобы не испугать лыжи, нельзя заставить их шарахнуться в сторону, дёрнуться в новый поворот при помощи сброса пяток в сторону – ни в коем случае! Вы всё испортите, если начнёте делать привычные движения: «выдавливание» пяток лыж в сторону или, упаси Бог, короткие прыжки с перебрасыванием пяток: забудьте эти движения. Забудьте, по крайней мере, на то время, пока разучиваете резаное ведение. Разучите, научитесь пользоваться кантами лыж не только для остановки и соскребания снега со склона – тогда можете опять всё вспоминать и снова начинать скрести склон кантами лыж и швыряться пятками лыж из стороны в сторону. Только удовольствия эти привычные движения будут доставлять меньше, чем раньше – это уж точно.

Резаные сопряжённые повороты

Склон: Ровный укатаный жесткий.
Исходное положение: Положение прямого спуска, лыжи раскантованы, стойка средняя, широкое ведение, суставы полусогнуты. Палки находятся в готовности к уколу, но не используются.
Делаете: Не разворачивая лыжи усилием стоп и не используя вертикальную работу для разгрузки и укол палкой, сместите свои бедра относительно стоп влево или вправо таким образом, чтобы ваш торс оставался развернут вниз по склону. Фактически, надо перекатить ваши стопы: одну – к мизинцу, вторую – к большому пальцу. Можно и по другому сказать: перекатите лыжи на внутренние – по отношению к будущему повороту — канты. Поворота пока нет – вы ведь едете прямо. Опять представьте себе, что вы собираетесь садиться на стул, который стоит немного в стороне: вы сдвигаете свои бедра в сторону, не наклоняясь, не сгибаясь и еще не начиная садиться. Та лыжа, в сторону которой вы собираетесь садиться на стул, немного выдвигается вперёд. Разворачиваете попу в сторону будущего приседания. Сосредоточьтесь на том, чтобы почувствовать, как лыжи пошли на кантах. Это – основное. Если у вас не получилось почувствовать это в косом спуске, который вы пробовали делать раньше, когда тренировались свешивать попу внутрь и садиться на стул, маловероятно, что это получится сейчас, но – пробуйте, чем чёрт не шутит. Опять вспоминайте: «Свесьте попу внутрь поворота».

Обратите внимание: Это не наклон всего тела в сторону со сгибанием одной ноги, а сдвиг бедер по горизонтали, обе лыжи оказываются поставленными на канты, тело принимает небольшое угловое положение, торс при этом не наклоняется вправо или влево, оставаясь (в поперечном направлении) в вертикальном положении. Извините, более понятно и точно сформулировать не смог.
Делаете: Едете вы, едете, и потом, поверьте, – оказывается, что вы поворачиваете. После этого, то есть когда вы почувствовали, как поворот идет, и вы скользите на кантах по отлогой дуге, нужно сделать очень немного: перевесить попу в другую сторону. Соответственно, другая лыжа выдвигается вперед, плечи и торс разворачиваются в другую сторону – к наружной стороне нового поворота. При переходе в следующий поворот давление на лыжи перемещается поперек лыж — внутрь следующего поворота. То есть одновременно с перемещением попы через лыжи, синхронно с ней разворачиваются плечи, и новая лыжа выдвигается вперёд, и лыжи перекатываются на другие канты. Укол палкой не используется. Можете привстать, но я не советую: очень уж легко нарушить на первых порах это хрупкое, еле нащупанное балансирование между резаным ведением и проскальзыванием. Уж лучше только медленно переносить попу вправо-влево, как бы не хотелось сделать движение вверх-вниз и присесть в новый поворот. Приседать не надо!!!

Не расстраивайтесь, если такие простые движения не дают результата. Я в этом году случайно оказался свидетелем того, как четверых инструкторов по горным лыжам, все — с опытом работы, попросили продемонстрировать сопряжённые резаные повороты. Ни один из них не смог выполнить ни одного резаного поворота, даже в том упрощённом виде, который я постарался описать в этом материале. Ни один и ни одного. С другой стороны, как уже писалось выше, некоторые любители горных лыж осваивают простейший вариант резаного ведения уже на второй-третий сезон катания. Оговорюсь: я лично таких не видел. А вот все описанные здесь советы были опробованы на любителях с большим опытом катания на «классике», впервые вставшими на современные мягкие лыжи. У всех получилось, чего и вам желаю.

Ну и напоследок — совсем крамольная мысль… Нет ее, новой техники, вообще. Революция (а точнее — эволюция) произошла в снаряжении, а в технике — никакой революции не было, есть небольшие изменения, добавления, не более. Вот так.

Г. Дубенецкий

Оставьте комментарий