Подход к обучению в разных странах

26. января 2009 | От | Категория: Техника

В мае 2003 года Россию приняли в Interski – международную организацию, объединяющую горнолыжных инструкторов многих стран. Отныне сертифицированный российский инструктор сможет найти себе работу практически в любой горнолыжной стране мира. Правда, для этого необходимо создать свою методику обучения и сертификации инструкторов. Кроме этого, нужна команда инструкторов, которая все это будет представлять, а значит, помимо всего остального, у инструкторов должно быть хорошее знание английского языка…  Словом, поживем, увидим. А пока речь идет о сходстве и различии методик обучения в разных странах, входящих в эту организацию.

Конгрессы Interski проходят раз в четыре года, последний, семнадцатый по счету принимал швейцарский курорт в Кран-Монтана. В этом представительном форуме приняли участие  посланцы 32 стран, которые съехались сюда, чтобы обменться опытом обучения начинающих – и на горе и под горой.
Вот коротко и сжато – основные взгляды представителей разных национальных инструкторских школ на методику обучения.

США
Professional Ski Instructors of America (PSIA) представила следующую схему обучения. Все движения лыжника разделяются на четыре типа.
Движения по поддержанию равновесия или баланс. Движения по закантовке лыж. Вращательные движения. Движения по распределению давления.
Движения по поддержанию равновесия — это движения, поддерживающие ваш баланс в процессе скольжения. Движения по закантовке — изменяют угол наклона лыжи к поверхности склона. Вращательные движения — поворачивают и ведут лыжи. Движения по распределению давления — поддерживают и изменяют давление между лыжами и снегом.
В зависимости от уровня подготовки лыжник при скольжении вниз по склону совершает эти движения в различных комбинациях.

Япония
Ассоциация горнолыжных инструкторов страны считает, что обучение на коротких карвинговых лыжах происходит намного быстрее. Новичок будет в восторге, если он или она сможет научится делать легко и непринужденно сопряженные повороты. Для достижения этой цели японские инструкторы ставят начинающих на очень короткие карвинговые лыжи длиной от 100 до 130 см. При демонстрации поворотов поощряются движения корпусом и вращение плеч. Считается, что вращение и наклоны корпуса на начальном уровне способствуют быстрой прогрессии в овладении сопряженными поворотами. После того, как человек «заболеет лыжами», можно заняться совершенствованием техники. Чем скорее клиент начнет делать повороты на параллельных лыжах, тем раньше можно его переучивать начинать движения с нижних частей тела. На лыжах длиной от 100 — 130 см переучивание будет происходить легко и быстро. Чем короче лыжи, тем быстрее их реакция на движения лыжника и тем быстрее лыжник будет вносить коррективы в свои движения. Инструкторы страны считают, что наклон и вращение корпуса не обязательно плохо, особенно на начальных стадиях обучения. На склоне средней крутизны обучение входу в поворот наклонными и вращательными движениями бедер коленей и голеностопов не будет вызывать особых затруднений при использовании весьма коротких карвинговых лыж. Во время презентации японцы демонстрировали обучение в комбинации коротких карвинговых лыж с карвинговыми лыжами нормальной длины. Акцент делалось на то, что клиент должен почувствовать радость от общения с лыжами до того, как он начнет постигать технические премудрости. Обращалось внимание на нетрадиционные движения, такие как наклоны и вращение корпуса для наклона и поворота лыж при инициации поворота. Была очень интересная демонстрация, когда на одну ногу (сильную) одевалась лыжа нормальной длины а на другую (слабую) — короткая. В этой комбинации были показаны повороты из упора, короткий поворот и поворот среднего радиуса. Как только лыжник привыкал к такой комбинации, лыжи менялись местами. Таким образом достигалась симметричность движений, продольная устойчивость на лыже нормальной длины и легкость управления и наклона лыжи короткой. При таком сочетании прогресс происходил прямо на глазах. Кроме того на коротких лыжах клиент быстрее осваивает равновесную стойку и давление. Словом, девиз японских инструкторов: получай радость от управления лыжами с самых первых шагов.

Хорватия
Интерес к взглядам хорватский инструкторов и тренеров обусловлен победами на Кубке Мира Ивицы и Яницы Костелич. Маленькая страна, располагающая тремя крупными горными курортами демонстрирует выдающиеся достижения в области горных лыж. Хорваты считают, что даже при проведении групповых уроков индивидуальное внимание к каждому члену группы должно превалировать. При обучении преобладает технический аспект. В тоже время уделяется должное внимание пониманию физических, биомеханических и психологических основ горнолыжного спорта. Во многих программах при обучении для большего взаимопонимания используется видео и фото съемка с последующим анализом. Отец Ивицы и Яницы, инструктор и тренер, предсказал им карьеру чемпионов еще когда они были детьми. Так что  Союз инструкторов и тренеров  видит перспективу развития горных лыж в стране  в том, чтобы  создать юным атлетам режим максимального благоприятствования. Программы подготовки детей ориентированны на достижение высших спортивных результатов.

Италия
На Апенинах считают, что у всех начинающих существуют проблемы с координацией в нижней половине тела. Поэтому самым лучшим для них будет начинать вход в поворот движением корпуса. Инструкторы всех начинающих ставят в весьма высокую стойку с очень маленьким упором – это позволяет поддерживать лучший баланс и вращение всего корпуса во время обучения первым поворотам. Кроме того, такая стойка помогает начинающим смотреть в направлении спуска и легко поворачивать в эту сторону корпус. Конечно возможно закручивание туловища против направления движения, но итальянцы палагают, что этот дефект легко поправляется выбором соответствующего склона и более жесткой позицией бедер. Была отмечена важность правильного подбора склона, где бы лыжники чувствовали комфортно. Инструкторы страны продемонстрировали великолепное вращение всем корпусом, необходимое для любого поворота из упора. Как только движения лыжника становятся осмысленными и возникает потребность повернуть в сторону от линии падения, они акцентируют внимание на рулении голеностопов и бедер, а когда поворот начинает приобретать правильные очертания, они тут же начинают работать над доминированием одной ноги в повороте.

Словения
Словенцы представили свои наработки по обучению начинающих резаному повороту на параллельных лыжах. Они считают, что главным и определяющим фактором является правильный подбор склона, который должен быть пологим и широким. Первым делом инструкторы страны концентрируются на развитии чувства скольжения и динамической равновесной стойке. А когда новичок начинает скользить, не впадая в панику, нужно начинать обучение поворотам. Основным моментом является наклон лыжи используя движения стопы, колена и бедра для контроля формы поворота и скорости спуска. Словенцы придают особое значение безопасности и комфорту на склоне и считают наличие такого склона ключом к успеху. Осторожным новичкам показывают поворот из упора для освоения контроля скорости, а агрессивных и координированных сразу учат резаному повороту и предлагают со временем попробовать себя на трассе.
Делегация из Словении представила два разных метода обучения. «Традиционный» — для общей массы новичков. «Прямой метод» рассчитан на клиентов, имеющих хорошую физическую подготовку и чувство равновесия. При традиционном методе учат повороту из упора, повороту на параллельных лыжах и контролю скорости. Обучение происходит на коротких лыжах на склонах средней крутизны. По мере того как клиент прогрессирует, его обучают резаному повороту на различного типа склонах. Совершенствующегося клиента учат катанию по буграм и целине. Кроме того в эту программу включается соревнования, телемарк и экстрим.
Метод прямого подхода создан для подготовки классных лыжников. Если клиент обладает хорошим чувством равновесия, его тут же начинают учить динамичному резаному повороту. В целом словенская школа показала высокую практичность своих методов обучения

Новая Зеландия
Концепция обучения Новозеландского союза лыжных инструкторов базируется на  так называемой модели «Четырех плоскостей обучения». То есть: плоскость движений вперед-назад; плоскость вращательных движений; плоскость боковых движений; плоскость вертикальных движений.
Плоскость движений вперед-назад определяется как движения вдоль горизонтальной оси лыжи. Плоскость вращательных движений включает в себя все движения вокруг вертикальной оси лыжника в одном направлении и контр-вращения когда ноги и корпус двигаются в разных направлениях. Плоскость боковых движений включает в себя все движения по закантовке включая наклон всего тела и ангуляцию. Плоскость вертикальных движений представляет сгибание — разгибание. Новозеландские инструкторы определяют движения в этих четырех плоскостях как : движения определенной части тела; движения части тела адресованные контактом с чем-либо; движения всего тела в соответствии с действующими на него силами.
Эта концепция перекликается с американской PSIA. Разница лишь в том, что новозеландцы большее значение придают движениям ,в то время как американская система за основу считает навыки (skills) Дело в том, что огромное количество новозеландских инструкторов в «наш» зимний период работают на американских курортах и соответственно очень хорошо знакомы с американской методикой,-  им приходится сдавать экзамены для получения американских сертификатов (от этого напрямую зависит заработная плата). Методика обучения называется Координация Движений. Определяющими в ней являются: скорость, время и точность. Например, инструктор предлагаетклиенту увеличить, уменьшить или поддерживать постоянной скорость во время спуска что влияет на тип и радиус поворота. Другая концепция называется Три Одинаковости и включает в себя : равновесная динамическая стойка не меняется вне зависимости от крутизны склона и радиуса поворота; угол закантовки при повороте на параллельных должен быть одинаковым; голеностопы должны быть на одном уровне.
Такой подход опять-таки перекликается с  позицией PSIA, которая считает , что равновесная динамическая стойка сохраняется на протяжении всего поворота, а мысль о том, что лыжи должны быть параллельны и наклон стоп происходит одновременно, тоже не нова. Можно добавить, что новозеландцы сделали очень хорошую презентацию и показали достойный уровень катания.

Канада
Здесь практикуют «нейтральную» позицию — постоянный контакт (но не давление) голеностопа с языком ботинка. Канадцы полагают, что из этой позиции можно производить любые мощные движения. Во время своей презентации канадские инструкторы ставили во главу угла доминирование внешней ноги в повороте, руление голеностопами и бедрами. Сгибание — разгибание добавляется для увеличения мощности движений и ритма, придает лоск в движениях давления, закантовки и руления. Канадцы практикуют обучение узкому плугу, так как считают, что от него намного легче переходить к повороту на параллельных лыжах. Во время своей презентации они представили свою методику по обслуживанию клиентов под названием  «Гостевой Опыт». Клиенту предоставляется схема сервиса, названная «Треугольником»: все три компонента — техника, методология (тактика) и обслуживание гостей  — считаются равными по значению. Конечно, считают они, крайне важно удовлетворить желания клиента, но если инструктор сконцентрируется на чем-то одном, то интересы обучающегося будут ущемлены. Под техникой подразумеваются развитие следующих навыков : равновесная стойка, движения по закантовке, распределению давления, вращательные движения, ритм и координация. Под обслуживанием подразумевается то, что называется персональным положительным опытом, включающим в себя развитие лыжных навыков и общую схему сервиса. Под методологией — различные тактические соображения: состояние снежного покрова, перепад высот, состояние склонов и так далее. Если урок будет сконцентрирован на технике, а методология и сервис будут отсутствовать, то клиент может посчитать, что прием был весьма прохладным, и будет неуверен в правильном применении технических приемов. Если же упор будет сделан на методику с недостаточной информацией по технике и немного о сервисе, то ситуация будет такая же: клиент знает, что он должен делать при настоящих условиях снежного покрова и не будет представлять себе,  как это будет работать при других погодных условиях и как ему контактировать с инструктором. Если же акцент делается на сервисе, то клиент посчитает: у него просто появился еще один друг, но никак — не учитель и помощник. Канадцы уверены, что только при сочетание всех этих трех компонентов клиент будет вновь и вновь приходить на склон, чтобы совершенствовать мастерство.

Швеция
У скандинавов свой взгляд на инструктаж.  Они исходят из того, что что у каждого клиента есть собственная причина по которой он берет урок. И, значит, процесс обучения, общая атмосфера и сервис должны произвести на него неизгладимое впечатление. Каждый человек имеет свой взгляд на то, что такое  хорошо и что такое плохо. Поэтому надо сделать все, чтобы посещение курорта сохранилось в памяти клиента на долгие годы. Свою теорию они назвали Сфера Опыта. В нее входит следующее: окружающая обстановка, обучение, эстетическое восприятие и просто возможность вырваться из рутинных буден.
Под окружающей обстановкой подразумеваются такие виды отдыха, как  посещение кино, театра, шоу и концертов.  Собствсено, на такого рода «культурную программу» изначально настроено множество отдыхающих,  и шведы дают возможность людям получить то, чего они хотят.  Тем, кто берет уроки, предоставляется максимальная возможность сочетать обучение горнолыжным навыкам с другими сопутствующими видами физической активности – это пригодится во время катания.
Под эстетическим восприятием понимается вся  гамма эмоций, присущая  попавшему в мир зимних гор лыжнику.  Поэтому шведы  видят большой смысл  в обзорных турах. При этом особое внимание необходимо уделять безопасности и правильному выбору склонов в зависимости от опыта клиентов.
Тех, кто вырывается  в горы на несколько дней, необходимо предоставлять весь спектр активности. Каждый день катания должен быть неповторим, уникален. Для таких клиентов желательно катание по нетронутой целине.
Для того, чтобы определять тип и пожелания гостя, шведы разработали программу, основанную на методе взаимопонимания и специального внимания для определения потребностей каждого клиента – с каждым из них проводится беседа, в процессе которой выясняются все пожелания. Плюс к тому – подчеркнутое внимание инстурктора к каждому клиенту на склоне. В результате человек должен почувствовать себя в своей тарелке. Такой подход к делу, разумеется,  хорошей подготовки инструктороров и гибкости в методах общения и обучения.

Леонид Фельдман 2004

Tags: , ,

Оставьте комментарий