Организация школ инструкторов — как это делается

26. января 2009 | От | Категория: Техника

Тема работы школ инструкторов для меня имеет три основных ракурса: этот вопрос интересует в первую очередь, профессионалов, т.е. людей, занятых в организации работы горнолыжных курортов, во-вторых, самих инструкторов, и, наконец, лыжников и сноубордистов, тех людей, которые выступают в роли клиентов для первых и вторых.
Исходя из этого, буду рассматривать и постараюсь описать мое видение проблематики организации школ инструкторов так, чтобы оно стало очевидно и понятно для всех заинтересованных лиц.

Для того чтобы школа успешно работала, необходимо, чтобы в основе ее была современная и технологичная структура школы. Без структуры нет никакого производства. Соответственно, — нет и прибыли. И эта структура должна быть точно и четко «привязана» к условиям данного ГЛЦ. Например, невозможно устроить школу инструкторов в ЦВВС «Ново-Переделкино» в Москве так же, как, например,  на горнолыжных курортах Франции. Разный режим работы, разный спрос, диктующий цены и услуги, очень сильно отличающаяся юридическая база, в конце концов, разный темперамент и цели клиентов, приходящих на обучение.

В школе должно быть четкое распределение управленческих и исполнительских функций для каждой категории работников, а также система оплаты труда, позволяющая избежать «текучки» кадров, даже при условии работы на основе временных (сезонных) договоров. Об этом подробнее будет ниже…
Администраторы школы должны очень хорошо знать и, что еще важнее,  владеть технологией процесса обучения клиентов, у них должна быть выработана определенная техника продаж услуг школы, на фоне  стрессоустойчивой психологической  подготовки.

Попросту говоря, они должны четко знать, что и как они могут предложить клиентам, доброжелательно и жизнерадостно. Как правило, мы приглашаем в администраторы людей, имеющих хорошую квалификацию инструкторов, но обязательно психологически и эмоционально стабильных.
Очень важным фактором, влияющим на успешность школы, является умение руководства создать благоприятный психологический климат в команде, который обеспечивает взаимозаменяемость инструкторов в процессе обучения,  создание в общем контексте школы клиентоориентированной команды инструкторов, что обязательно приведет к возникновению условий возвращения ваших клиентов к вам для обучения каждый раз на новом уровне.

Чтобы  клиенты возвращались  к вам для решения своих новых задач (например, повышения уровня катания, освоения новых техник), необходимо существование и владение вашими инструкторами понятной, иерархичной и доступной для клиентов методики обучения. Т.е. клиенты должны видеть и чувствовать, что ваши инструкторы смогут и дальше их учить, открывая новые возможности катания и отдыха.

Вы должны так построить технологию работы школы, чтобы у инструкторов была  заинтересованность в повышении квалификации.
Мониторинг работы школы нужен для владельца ГЛЦ со стороны компании-технолога, которая разрабатывает методики по обучению и имеет высокий потенциал для научного осмысления и обработки практического опыта. Проблема заключается в том, что внутри самой школы многие мелочи и самая банальная текучка не позволяют рядовым инструкторам внедрять или разрабатывать новые технологии обучения. Ну, и, само собой, инструкторы и не ставят перед собой таких отстраненных от обычной работы задач, ведь они пришли в школу, по сути, просто зарабатывать деньги.
Конечно, в нормальной ситуации развитого рынка горнолыжных услуг такой мониторинг стоит денег, но в России, пока  – нет. Это явление можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны – улучшение методики происходит за счет инструкторов, которые идут на курсы повышения квалификации, и потом делятся опытом с коллегами. С другой стороны – многих владельцев ГЛЦ вообще никак не волнует качество обучения клиентов. К счастью, все больше руководителей начинают смотреть дальше сиюминутных очевидных прибылей, и закладывают основы популярности своих курортов, в том числе и за счет хорошего, качественного обучения.

Но нам, как организаторам школ, никогда не надо забывать, что инструкторы являются самым ключевым элементом всей системы построения школы и «лицом» любого горнолыжного центра. Именно на их труде основана вся успешность работы школы, они создают дух, силу и бюджет школы.

Клиент никогда не заинтересуется, какие программы лежат в основе бухгалтерской системы школы, или какие затраты вы вложили в ее основание. Его интересует только инструктор — лицо школы, его умение и знания, которые можно от него получить.

Нам, как разработчикам методики обучения очень важно то, что инструктор является тем источником, от которого можно получить обратную связь, и понять, как работает та или иная методика. Без работы инструктора нет никакого смысла, ни в каких, даже самых передовых методиках.

Повышение квалификации инструкторов – задача непростая, но крайне необходимая. Я уже писала о том, что, чем выше уровень инструктора, тем больше вероятность возращения клиента в школу. Поэтому очень важно сформировать личную заинтересованность каждого инструктора учиться. Зарплата должна быть дифференцирована в соответствии с уровнем.
Например, у нас инструктор с категорией «В» получает за час работы больше денег, чем с категорией «С». С «А» получает больше, чем с «В». Независимо от того, с кем работает. Понятно, что инструктор с категорией «С» будет работать только с начинающими, но с ними будет работать и «Вечкар». Таких клиентов – около 95%. Надо учитывать то, что инструкторы с разной квалификацией будут работать по-разному. «Вечкар» какие-то движения, навыки, реакции и т.п. будет видеть заранее, и предусмотрит изменение процесса быстрее и полнее по ходу обучения, чем «С». Он будет знать лучше, к чему надо будет привести ученика, и «видеть» дальше.

Есть еще один фактор, который ни в коем случае нельзя игнорировать. Это – принцип, по которому определяется ставка заработной платы инструктора. Мы экспериментировали с зарплатой. Сначала использовали французскую систему оплаты труда, когда инструктор получал какой-то процент от  той суммы, что заплатил клиент. Принципиально это возможный путь, но у него есть ряд недостатков и самый главный из них – то, что между инструкторами возникает психологическая напряженность в лучшем случае и в худшем – зависть, соперничество и недоверие. В конечном итоге – конфликт.
Суть проблемы в следующем: инструктору невыгодно учить одного клиента, лучше, чтобы в «группе» было двое – трое, или больше. Но таких групп почти нет, российские люди предпочитают индивидуальное обучение.  Но дождаться такую группу все таки можно. В итоге получалась следующая картина: один инструктор работал весь день, но индивидуально, а получал меньше денег, чем инструктор, пришедший позже, отработавший одно занятие, но с группой. Квалификацию в данном случае можно предусмотреть, но все равно получается несправедливо. Поэтому мы стали использовать  систему оплаты, принятой в Австрии, США и многих других. Инструкторы получают зарплату, ориентируясь на определенную ставку за час. Чем выше квалификация, тем выше ставка. Чем больше часов отработал, тем больше получил. Все ясно и понятно. Легко рассчитывается. Общий психологический климат в команде резко стал лучше. Есть четко определенный смысл учиться дальше,  повышать квалификацию.

Сейчас уже многие руководители ГЛЦ видят полезность и перспективность обучения инструкторов и повышения их квалификации. Иногда ГЛЦ берут на себя оплату за обучение своих инструкторов.
Могу даже перечислить ГЛЦ, где руководство активно поддерживает обучение своих инструкторов, выделяя собственные средства на курсы повышения квалификации. На Урале: «Абзаково», «Завьялиха», «Банное», «Солнечная долина» г. Миасс, ГЛЦ «Чусовой»; Кавказ: компания «Барс» на Домбае, «Эльбрустурист» в Приэльбрусье, «Альпика- сервис» в Красной Поляне; в Сибири: «Листвянка» г. Байкальск, «Олимпийский центр зимних видов спорта» в Ханты-Мансийске, в Москве – «РГШ-Столица».
Соответственно,  уровень обучения клиентов в этих ГЛЦ выше среднего по стране, и кроме этого, такие центры имеют больше оснований удержать квалифицированных инструкторов в своих штатах.

Сейчас много стали говорить о защите прав инструкторов, в Москве предлагается создать новый профсоюз инструкторов. Ничего не имею против создания тех или иных общественных организаций, но для нас это не актуально.

Хочу немного коснуться этого вопроса на основе нашей практической работы.
Права инструкторов у нас защищены априори. Мы действуем в рамках Трудового Кодекса РФ, где давно и четко прописаны все необходимые условия работы. Мы их просто выполняем.
Каждый инструктор знает, сколько денег и когда он получит, и он их получает. Мы не обещаем супербольших заработков, но твердо выдерживаем условия наших договоров с инструкторами.
Мы заботимся о наших инструкторах. Для работы мы выдаем хорошую униформу, обеспечиваем скидки на покупку инвентаря, соблюдаем справедливость при распределении работы.
Многие наши инструкторы летом работают в детском лагере в Турции.

Так как мы больше работаем, чем пишем о себе, то я бы хотела немного рассказать о том, как мы развиваемся и проанализировать тенденции этого развития.
Наш опыт работы начался в Словакии, в 1997 году, с организации школы, где инструкторы работали только с русскоговорящими клиентами. Школа называлась «SKI UNION», работала в  Низких и Высоких Татрах, инструкторов было немного, от 12 до 24, за сезон обучали  от 300 до 450 человек. Существует она и поныне. Там мы прошли настоящую школу организации этого вида бизнеса, ездили на учебу в Австрию, очень тесно сотрудничали с австрийскими и словацкими инструкторами.

В 2000г. в Москве мы создали организацию под названием «Некоммерческое Партнерство Профессиональных  Инструкторов «RUS SKI UNION», которое существует и по сей день. Основной вид деятельности – организация обучения инструкторов в России.
Потом, в 2001 г. нас  (меня и Татьяну Дунаеву) пригласила «Русская Горнолыжная Школа». Совместно с РГШ мы создали новую организацию – «RUSSIAN LEAGUE OF INSTRUCTORS» и школу инструкторов «РГШ-Столица».  В мае 2003 г. Лигу приняли в Международную ассоциацию инструкторов по горным лыжам и сноуборду.
Вначале мы работали на пяти склонах: «Воробьевы Горы», «Узкое», «Северное Бутово», «Куркино», ЦВВС «Ново-Переделкино», сейчас – на четырех. В работе нашей школы в зимний сезон обычно занято от 81 до 98 человек. Количество клиентов, которых мы обучали, резко возросло по сравнению со Словакией:
сезон 2002/2003г.г. – 1 856 чел. 2003/2004 – 5 702 чел. 2004/2005 – 4 963 чел.
Уменьшение количества учеников прошлого сезона было связано с тем, что мы довольно сильно подняли цены на обучение. В этом году мы пересмотрели свою позицию и оставили цены такими, какими они были в прошлом году.
Я уже писала о том, что многие руководители видят перспективу в обучении своих инструкторов. Я могу видеть это по нашему опыту. Если посмотреть на ретроспективу наших курсов повышения квалификации инструкторов, то можно сразу заметить и проанализировать те тенденции, которые существуют в нашей организации. Приведу коротенькую табличку:
Курсы повышения квалификации инструкторов, проведенные за 5 лет:
2000, январь   Словакия, Высокие Татры
2001, январь   Словакия, Ждиар
2001, ноябрь   РФ, Урал, ГЛЦ «Завьялиха»
ноябрь   Австрия, Капрун
2002, декабрь  РФ, Урал, ГЛЦ «Абзаково»
2003, апрель   РФ, Приэльбрусье
июнь   РФ, Приэльбрусье
ноябрь   РФ, Урал, Нижний Тагил
2004, апрель   РФ, Приэльбрусье
за это время было подготовлено 286 инструкторов
ноябрь   РФ, Урал, ГЛЦ «Банное»
ноябрь   РФ, Урал, ГЛЦ «Чусовой»
2005, январь   РФ, Домбай
февраль РФ, Москва, ЦВВС «Ново-Переделкино»
март   РФ, Урал, ГЛЦ «Солнечная Долина»
апрель   РФ, Урал, ГЛЦ «Миньяр»
за один сезон было подготовлено 182 инструктора

Сразу можно видеть, что с каждым годом увеличивается объем курсов. География их была ограничена, в основном, Словакией, Уралом и Москвой. Теперь посмотрим график курсов на сезон 2005/2006 года:

13-22.11.05 Урал, Миасс г/ц «Солнечная долина»
24 – 27.11.05  Урал, ГЛЦ «Абзаково» Курс для преподавателей и тренеров
27.11 – 6.12.05 Урал, ГЛЦ «Абзаково»
28.11 – 30.11.05 Урал, ГЛЦ «Абзаково» Международный семинар для тренеров
1 — 10.12.05   Урал, ГЛЦ «Банное»
декабрь 2005 Ханты-Мансийск
10 – 19.12.05  Москва,  ЦВСС «Ново-Переделкино»
19.12 – 28.12.05 Самара,  ГЛЦ «Красная Глинка»
16.01 – 20.01.06 Москва,  ЦВСС «Ново-Переделкино»
Специализированный курс для инструкторов и тренеров по обучению детей
26.01 – 4.02.06 Москва,  ЦВСС «Ново-Переделкино»
январь 2006  Домбай
22.03 – 9.04.06 Кавказ, «Красная Поляна»
1.04 – 10.04.06 Кавказ, «Красная Поляна»
10 – 19.04.06   Кавказ, «Красная Поляна»
12 – 21.04.06  Урал,      ГЛЦ «Абзаково»
март 2006 Красноярск
март 2006 Иркутск

Как видите,  сразу заметно, что количество курсов увеличилось, и география их расширилась. Добавились специализированные курсы по подготовке тренеров.
Тенденции эти сформировались в связи с тем, что руководители ГЛЦ стали более серьезно относиться к обучению инструкторов, возросло доверие к нашей организации, т.к. многие оценили качество нашей методики, высокий уровень преподавания, наше твердое отношение к качеству при приеме экзаменов.
Отдельная тема – качество обучения. С самого начала, с того момента, как мы начали обучение инструкторов в России, мы понимали, что качество обучения – для нас главное. Наши курсы по цене больше чем в два раза превышали стоимость курсов наших конкурентов. Связано это было, в первую очередь с тем, что мы приглашали в качестве преподавателей иностранцев. Тогда у нас не было своих преподавателей того уровня, какой нам был нужен. Чтобы вы могли оценить их уровень, могу привести несколько примеров: Владимир Тернавский (руководил лекторским сбором в 2001-2003г.г.)  был третьим призером Чемпионата Мира ISIA 2001г., Ладислав Бартна, Катарина Гаруштякова – Национальные Инструкторы Австрии, Далибор Дворски входил в тренерскую семерку, работающую с Вероникой Зузуловой и Яницей Костелич, а сейчас является тренером сборной Франции.

Краткие данные о трех из наших преподавателей:

Крылова Александра Евгеньевна.
Родилась в Москве.
МС, высшее физкультурное образование, инструктор категории «В» по горным лыжам. Тренерско-преподавательский стаж – более 15 лет.
В 1988 году организовала свой авторский детско-юношеский спортивный клуб на базе МЖК «Атом» (Москва).
С 1997-2001 владелец и директор школы инструкторов «SKI UNION» в Словакии.
С начала основания по настоящее время – Президент Некоммерческого Партнерства Профессиональных Иинструкторов «RUS SKI UNION»
Президент «Russian League of Instructors».
С 2002 по настоящее время – руководитель школ инструкторов «РГШ-Столица».
Говорит и может преподавать на английском и словацком языках.
Автор методического пособия для инструкторов.
Замужем. Дочери 18лет.

Дунаева Татьяна Владимировна.
Родилась в г. Златоусте Челябинской обл.,
МС по горнолыжному спорту, с 1990г. входила в состав юношеской сборной команды России по горным лыжам, потом – в основной состав.
В 1994 поступила в Российскую Академию Физической культуры и спорта, которую окончила с красным дипломом.
В 2003 окончила там же аспирантуру.
Инструктор категории «А».
С 2002г. – Зам. Директора «Русской Горнолыжной Школы-Столица» по учебно-спортивной работе.
Вице-Президент «Russian League of Instructors».
Руководит работой  лекторско-преподавательского состава «Russian League of Instructors».
Автор программы по подготовке инструкторов по горнолыжному спорту для  курсов повышения квалификации Государственной Школы Высшего Спортивного Мастерства ГОСКОМСПОРТА, принятой в 2001 г.
Автор программ «Горнолыжный спорт» и «Сноуборд» в системе высшего профессионального образования.
Автор программ «Горнолыжный спорт» и «Сноуборд» для Института повышения квалификации при РГУФКСиТ.
Обучение по этим программам введено в Российском Государственном Университете физической культуры, спорта и туризма с сентября 2005г.
Автор методического пособия для инструкторов.
Говорит и может преподавать на английском и  немецком языках.

Даргужас Ольга Владимировна.
Родилась в г. Златоусте Челябинской обл.,
МС по горнолыжному спорту. Лыжами занимается с 8 лет.
Закончила Российский Университет Физической культуры спорта и туризма (РГУФКСиТ), с красным дипломом.
Закончив курсы инструкторов в Словакии и Австрии, работала в Словакии (2001, 2002гг), США  (2003г. Калифорния),  и в России.
Преподаватель РГУФКСиТ кафедры «Теории и методики лыжного спорта», специализации «Горнолыжный спорт».
Автор программ «Горнолыжный спорт» и «Сноуборд» в системе высшего профессионального образования.
Автор программ «Горнолыжный спорт» и «Сноуборд» для Института повышения квалификации при РГУФКСиТ.
Обучение по этим программам введено в Российском Государственном Университете физической культуры, спорта и туризма с сентября 2005г.
Автор методического пособия для инструкторов.
Инструктор категории «В».
Преподаватель курсов «Russian League of Instructors».
Руководит работой  курсов «Russian League of Instructors».
Говорит и может преподавать на английском языке.

Помощь в организации школ и внедрение технологий:

2004/2005  Россия,  Домбай, школа «Барс»
2004/2005  Россия, МО, пос. Воскресенское, школа при д/о Администрации Президента РФ.

Семинары:
Октябрь 2005г.  РФ, Домбай
Декабрь 2005г.  РФ, Сибирь, Байкальск.

Курсы по обучению для горнолыжников и сноубордистов:

13-22 ноября 2005 г.   Урал, г. Миасс, ГЛЦ «Солнечная долина»
24-27 ноября 2005 г.   Урал, г. Миасс, ГЛЦ «Солнечная долина»
27ноября – 6 декабря 2005 г.  Урал, ГЛЦ «Абзаково»
1 – 10 декабря 2005 г.   Урал, ГЛЦ «Банное»
2-11 января 2006 г.    Турция, Паландокен
22 марта – 1 апреля 2006 г.  Кавказ, ГЛЦ «Красная поляна»
1-9 апреля 2006 г.    Кавказ, ГЛЦ «Красная поляна»

лицензия на образовательную деятельность
удостоверения государственного образца
штат квалифицированных инструкторов-преподавателей
высокое качество обучения
самая современная методика обучения
возможность со стороны инструкторов постоянно предлагать повышение уровня обучения для клиентов

Специальная литература
 методические пособия для инструкторов

 методические пособия для клиентов

Александра Крылова

Tags: , , , , ,

Оставьте комментарий