О проблемах подготовки инструкторов в России

26. января 2009 | От | Категория: Люди на лыжах

точка зрения…

В современном мире, пронизанном теле-, радио-, нет- и прочими инфо-коммуникациями, практически любому человеку знакомы завораживающие кадры с фрирайдерами, парящими в снежных массах по невообразимым склонам высокогорного рая, текучие, пластичные движения профессиональных лыжников или сноубордистов, проходящих слаломные ворота, полёты на суперскорости в даунхилле. А доступность этих видов активности практически любому возрасту и физическому состоянию, тот душевный подъём, который испытываешь во время самого процесса катания и после, да и рекламные удары по нашему сознанию вызывают интерес к горным лыжам, сноуборду и иным скользящим инструментам по всему миру. И, конечно, хочется это делать именно так, как мы это видим у профи. Как же этого добиться?

Логика подсказывает, что точно не прогадаем, если будем ориентироваться на профессионалов. То есть на инструкторов. И это так во всём мире. Инструкторы – это украшение любого горнолыжного курорта, его полномочные представители, те, кто учат, оберегают туриста, являясь, в некотором роде, «законодателями курортных мод», занятия с которыми, порой, становятся ключевым фактором при выборе страны и региона катания. А кто же они такие, эти современные инструкторы?

Современный инструктор – это, прежде всего, классный катальщик и демонстратор, владеющий, конечно, самыми современными техниками и всеми скользящими приборами – какими-то лучше, иными хуже – это понятно, у каждого ведь свои предпочтения, – но горные лыжи, сноуборд, беговые лыжи, сноублейды, телемарк – это «must», на всём этом современный специалист должен быть в состоянии давать уроки своим клиентам.

Понятно, что просто так, за две недели специалистом не станешь, нужна определённая техническая база – обычно инструкторами становятся горнолыжники и сноубордисты, занимавшиеся этими дисциплинами, как спортом, в каких-либо клубах или секциях. Кроме того, с эволюцией техники и оборудования необходимо себя постоянно «апгрейдить», интересоваться всем новым в нашем бизнесе и поддерживать тренировками определённые технические и физические кондиции. Что, между тем, происходит на российских курортах? Да на многих станциях инструкторам просто не позволяют кататься в свободное от занятий время, не говоря уже о том, чтобы поощрять сам процесс повышения квалификации, постоянно тренироваться. Да, впрочем, и сами они, частью, не особо стремятся к совершенству – не существует в настоящий момент в России грамотной системы стимулирования инструкторов к улучшению своего технического уровня и категории дипломов.

Но это далеко не всё. Покупая урок с инструктором, клиент вверяет ему, по крайней мере, на время занятий, своё здоровье и саму жизнь. В России, к сожалению, пока нет ещё курортов с протяжённостью трасс, ну, скажем, километров двести, но ведь когда-нибудь будут и, возможно, довольно скоро. Тем не менее, малые горы или большие, подмосковный склон с перепадом высот в 50 метров или всеми нами ностальгически любимый Чегет, но! Горы – это пространство неустойчивого равновесия, где каждые десять минут условия среды, окружающей лыжника, и её, этой среды, восприятие могут кардинально измениться. И современный инструктор – это специалист в вопросах безопасности в горах, всех её аспектов, отдающий себе отчёт в любой момент занятий, что и как он делает, что и как делают и могут сделать его клиенты. Почему я затронул этот вопрос? Да потому, что в мире современных инструкторов во главу угла любого занятия ставится безопасность клиента.

Что же дальше? А вот что. Поскольку работать приходится с туристами самых различных возрастов, физических кондиций и мотиваций, современный инструктор должен быть талантливым педагогом, любящим людей и своё дело, считающий передачу накопленных знаний и умений другим благородным занятием, который в состоянии найти подход к любому, а среди многообразия приемов, упражнений и методик выбрать оптимальные. К тому же, ему нужно чётко представлять себе те страхи, комплексы и проблемы, которые могут преследовать клиента. И как помочь человеку победить это. Психолог? Пожалуй.

Далее. Уже давненько люди едут в горы не только укататься до одури, но и, как говорят англоязычные, «have fun». В том числе и во время занятий с инструктором. Да-да, современный инструктор – это ещё и шоумен, разносторонне образованный харизматичный человек, способный поддерживать разговор на любую тему, а часто и урок построить, как своеобразное шоу или игру. И это важно как для групповых занятий, так и для индивидуальных, как для занятий с детьми, так и со взрослыми.

Ну, и, конечно, инструктор должен хорошо понимать коммерческую подоплёку функционирования горнолыжной индустрии, взаимосвязь между различными её звеньями – туристическим агентством, горнолыжной школой, системой подъёмников и трасс, обслуживающим их персоналом, ресторанами, прокатом и продажей горнолыжного оборудования, организацией апре-ски и т.д. Иначе говоря, быть хорошим продавцом туристического продукта в целом и своего, преподавательского, в частности.

Как же вырастить таких специалистов? Где найти базу для их создания? Глупо мечтать, что стать профессионалом такого уровня можно за месяц — за два. Да и за год возможно ли? Ведь люди учатся десять лет в школе, потом пять – шесть в институте, порой года три в аспирантуре и, придя на предприятие, ещё несколько лет трудятся на нём прежде, чем овладеют своей специальностью.

Возможность воспитания и подготовки высокопрофессиональных кадров, как правило, связана с привлекательностью той или иной профессии. Привлекательность имиджа профессии горнолыжного инструктора – это, прежде всего, здоровый образ жизни и благородная деятельность преподавателя, а также уверенность в достойном уровне оплаты труда инструктора и его социальной защиты.

продолжение — в Части 2, а также в материале «Зачем инструкторам объединяться?»

Tags: , ,

Оставьте комментарий