New school vs old school

26. января 2009 | От | Категория: Техника

Freestyle old school и freestyle new school…

Говоря о ньюскульном фристайле в чистом виде (оставим в стороне бэккантри, к тому же, начисто отсутствующее в Москве :), можно сказать, что это ближе к акробатике.

Стиль в новой школе заимствован во многом из сноубординга, куда он, в свою очередь, пришёл из скейтбординга. Основные снаряды — бигэйр, халфпайп, квотерпайп (вот вам первое, заметное еще до того, как кто-нибудь продете по всему этому, отличие от традиционной акробатики).

Классическая акробатика — это скорее гимнастика, чем лыжи. Многие спортсмены — бывшие гимнасты, прыгуны на батуте, прыгуны в воду. Сложно представить лыжника, который когда-то гонял «под сотню» на SG трассах, а потом ушёл в акробатику ради — условно говоря — двадцати метров разгона и трёх секунд головокружения 🙂 Трамплин имеет практически вертикальный lip (язык по-нашему), прыжки выполняются с огромной вертикальной амплитудой. Спортсмены работают без палок, на коротеньких лыжиках. Трюки похожи на класическую гимнастику, опорный прыжок, то есть, выполняются вращения вокруг продольной оси тела в сочетании с вращениями в плоскости «тело — лыжи».

Основные воздушные элементы в могуле — разножки да твистеры. Амплитуда трюка строго регламентирована правилами — в любой фазе прыжка лыжи спортсмена не должны находиться выше его головы. Однако в могул уже проникают веяния новой школы — на олимпиаде молодой американец делает эффектное затяжное «арабское сальто» с кроссом типа backscratcher, выгодно выделившись на фоне всеобщих твистеров.

Новая школа была «основана» в первую очередь лыжниками, причём, лыжниками мирового класса, способных вытворять на лыжах всё, что угодно. Не буду сыпать шаблонными фоазами о происхождении ньюскула 🙂 Скажу только, что Себ Мишо, кстати, пришёл в элиту мирового фрирайда из классического фристайла. Вообще, в основе новой школы стоят суровые профи, закалённые трассами, а потом и внетрассами мирового уровня. Сейчас же она существует в чистом виде, как фристайл. В этой акробатике (носящей также название jibbing) много молодёжи, так же, как и в сноубординге. На западе сейчас бум новой школы, что хорошо, потому что возвращает популярность лыжам. С другой стороны, лыжники плюются так же, как когда-то плевались у нас на бордеров. Дело в том, что многие покупают твинтипы и идут в сноупарки только потому, что это модно, так же, как у нас покупали (и покупают) доски, чтобы «сделать дью» (или выпить Nescafe) в Крылатском. У нас вообще своя специфика — президент на лыжи, братва за ним. Но, в конце концов, бум проходит и остаются только те, кому это действительно интересно.

База в новой школе — straight air, вещь, полезная при любом катании. Говоря по-русски, это простой прыжок, с достаточным запасом высоты и хорошей протяжённостью. В отличии от «спортивного» прыжка в GS, SG и DH, которому нас учили в детстве, здесь не требуется максимальная группировка, без которой было не обойтись для сохранения скорости и баланса в воздухе. Во фристайле главное не скорость, а стиль.

Затем добавляем cross — элемент, знакомый всем. Заключается в скрещивании лыж, причём, если позволяет амплитуда прыжка — в весьма значительном, кант верхней лыжи ставится на головку крепления нижней.

Затем grab — подхват лыжи рукой. Пришёл из скейтбординга, где был суровой необходимостью, в сноубординге превратившись в декоративный элемент.

Ну и, наконец, вращение — тут уж кто во что горазд. Судорожные и суетливые движения, типа могульных твистеров, сейчас не в моде. Сосчитать, сколько твистеров в одном прыжке сделал спортсмен мирового класса «на глаз» может только профессионал, остальным же для этого понадобится замедленный повтор. Так вот это не тот стиль, это старая школа. В новой школе трюк амплитудный, порой затяжной, чёткий и стильный. Хороший 360 может смотреться выигрышнее, чем многократный твистер или классическое сальто назад, если он выполнен стильно, растянут на всю амплитуду прыжка, сопровождается грэбом на скрещенных лыжах, да ещё и акцентом свободной рукой.

Короче, это всё в теории. А на практике — места для этого особо много не надо, хватит и «Кантовского» склончика поначалу — был бы трамплин. Зато потом, в горах, прыгая с надува, можно будет не вращать руками, пытаясь сохранить утерянный по неопытности баланс, а красиво акцентировать прыжок свободной рукой, в то время как другая рука придерживает кант нижней лыжи 🙂

Кирилл Поваринцев

Tags: , , ,

Оставьте комментарий