Механизм резаного поворота и обучение с первых шагов

26. января 2009 | От | Категория: Техника

Техника чемпионов — надежный путь к мастерству в современном резаном повороте для всех горнолыжников

Все знают, что для того, чтобы ездить на автомобиле безопасно, необходимо, чтобы в нем точно и в нужный момент работали рулевое управление, сцепление, подача бензина и обязательно тормоз. Если какой-нибудь из перечисленных компонентов приводится в действие медленно или отсутствует, езда на такой машине оказывается либо очень опасной, либо совершенно невозможной.

У горнолыжника нет ни рулевого управления, ни газа или сцепления, да и тормоз как таковой отсутствует. Все эти вышеупомянутые приспособления заменяет ему умение поворачивать на лыжах, скользящих вниз по склону. Так, роль своеобразного тормоза, гасящего набранную скорость, играет изменение направления движения лыж от прямого спуска к спуску наискось. А это значит, что умение горнолыжника быстро переходить от прямого спуска к косому и обратно – другими словами, выполнять повороты, и является способом, позволяющим не только менять направление движения лыж, но и изменять скорость их движения. Повороты могут быть разными: с проскальзыванием и чистые резаные, большими или маленькими дугами. Горнолыжнику, в зависимости от обстоятельств, приходится поворачивать круче или положе и терять большую или меньшую часть скорости.

Погасив скорость слишком сильно, горнолыжник часто не успевает набрать ее снова. Поэтому хорошие, опытные горнолыжники стараются как можно реже и меньше терять скорость — ровно настолько, чтобы можно было выполнить нужный поворот, но не более того. Ибо скорость у горнолыжника нарастает не как у хорошего современного автомобиля: нажал педаль газа — и через мгновение скорость снова на максимуме. У горнолыжника главной движущей силой, в первую очередь, становится длина и крутизна склона. Самой большой и медленно восполнимой потеря скорости оказывается на пологом склоне.

Понимание всего вышеизложенного и привело к тому, что главным и наиболее выгодным техническим приемом стал резаный поворот. С его помощью стало возможно большую часть поворота выполнять резано, без проскальзывания лыж. Это позволяет сбрасывать скорость ровно настолько, насколько этого требует трасса.

Современные лыжи устроены так, что позволяют делать крутые резаные повороты очень быстро. Механизм же резаного поворота основан на том, что современная лыжа, поставленная на кант, в силу разницы в ширине ее носка, талии и пятки, касается снега в районе носка и пятки, а центральной частью снега не касается. При увеличении давления на закантованную лыжу она начинает прогибаться и будет это делать до тех пор, пока всей поверхностью канта не коснется снега. Прогнувшись, она поворачивает без приложения к ней каких-либо дополнительных усилий.

Какие движения горнолыжник должен сделать, чтобы лыжа начала поворачивать

Прежде всего, нужно поставить внешнюю лыжу на снег и закантовать ее. Казалось бы, что может быть проще. Просто, да не выходит. Почему? Потому, что для того, чтобы поставить лыжу на кант, надо сместить колено этой ноги внутрь поворота. Тогда голень ноги тоже наклонится внутрь поворота, и лыжа окажется закантованой. В то же время колено и голень внутренней ноги, особенно если горнолыжник узко ведет лыжи, не позволяют вывести внутрь поворота колено и голень внешней опорной ноги и этим поставить лыжу на кант. Лыжа в этом случае продолжает скользить плоско, резаный поворот не получается.

Конечно, можно перейти на более широкое ведение лыж и тогда лыжа начнет кантоваться. Это стали делать многие ведущие спортсмены на соревнованиях, впервые перейдя на карвинговые лыжи. Однако вскоре поняли, что на крутых склонах при широком ведении лыж, как только лыжи начнут двигаться наискось, верхняя нога оказывается много выше нижней и горнолыжник не успевает вовремя перенести вес на верхнюю лыжу и надавить на нее.

Выполнение резаного поворота задерживается. И тогда горнолыжнику для того, чтобы продолжать следовать по намеченному пути, придется использовать старый способ начала поворота: выпрямлять ноги, как бы подпрыгивать, и вращать облегченные лыжи в нужную сторону. Однако тогда горнолыжник не успевает вовремя надавить на лыжу, прогнуть ее, врезать кант в снег и избежать проскальзывания лыжи, достаточно рано начать разгонять лыжу в вираже. В каждом таком повороте он теряет скорость. Если крутой склон оказывается еще и длинным, то отыграть на нем проигранные секунды становится невозможно. Сегодня стала совершенно очевидна важность быстрой закантовки и загрузки (создания давления на кант) внешней лыжи.

Теоретически все это нетрудно осмыслить, но как это максимально быстро осуществить на практике? Существуют два движения, которые помогают выполнить все за минимальное время. В тот момент, когда горнолыжник переносит вес на верхнюю, внешнюю лыжу его внутренняя нога сгибается в тазобедренном и коленном суставах, лыжа на этой ноге становится безопорной, а нога за счет сгибания ее в коленном суставе отодвигает стопу с лыжей назад. Колено и голень смещаются внутрь поворота, что, как мы уже раньше писали, позволяет колену и голени внешней ноги тоже быстро сместиться внутрь и внешняя лыжа автоматически оказывается хорошо закантованной.

Колено и особенно бедро опорной ноги начинают разгибаться и давить на закантованную лыжу. Она прогибается и начинает резано поворачивать. Тем временем незагруженная внутренняя нога, сохраняя коленный сустав сильно согнутым, начинает смещать колено и голень в противоположную сторону и когда лыжа будет раскантована, а стопа окажется под центром тяжести, горнолыжник перенесет вес на эту ногу. Все начнется сначала, но теперь на противоположной ноге.

У современных и очень хороших горнолыжников все движения, описанные выше, протекают в течении очень короткого времени, которое исчисляется десятыми, а чаще даже сотыми долями секунды. В такой ситуации любое промедление при совершении движений приводит либо к неправильному и несовершенному выполнению навыка, либо резаный поворот не выполняется совсем.

В двигательном навыке резаного поворота обычно бывает не так уж и много различных движений, но все они должны осуществляться в определенной последовательности и на каждое из них отпускаются доли секунды. Поэтому горнолыжнику сразу все движения резаного поворота контролировать невозможно. В силу этого мы рекомендуем концентрировать внимание только на ключевых движениях и на последовательности их выполнения.

С самого начала надо понять, что собой представляет термин «увеличение и уменьшение давления» на ту или иную лыжу и как это осуществляется

Изменение давления на лыжу зависит от перемещения общего центра тяжести горнолыжника вверх или вниз. Для перемещения своего центра тяжести горнолыжнику приходится сгибать и разгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах, существенно не меняя положения других частей его тела. Так, опираясь на опорную ногу и разгибая ее в тазобедренном суставе, горнолыжник перемещает общий центр тяжести вверх и этим увеличивает давление на одноименную лыжу. Перемещение ОЦТ происходит на сравнительно небольшое расстояние и мало заметно глазу, зато горнолыжник хорошо ощущает, как благодаря разгибанию ноги лыжа начинает сильно давить на снег, врезая в него кант. От давления лыжа прогибается и поворачивает.

При повороте образуется центробежная сила, стремящаяся выбросить горнолыжника наружу поворота, чтобы противостоять ей приходится увеличивать давление на лыжу и еще мощнее разгибать ногу в тазобедренном суставе. От этого лыжа не только прогибается сильнее, но и кант ее лучше врезается в жесткий снег или даже лед, что не позволяет лыже проскальзывать и заставляет ее двигаться по нужной горнолыжнику дуге. Надавливая на лыжу сильнее или слабее, горнолыжник прогибает ее в большей или меньшей степени, и лыжа поворачивает круче или положе. Кроме того, горнолыжник увеличивает свою скорость в начале поворота — до пересечении линии склона, когда разгибает внешнюю ногу в коленном и тазобедренном суставах, отталкиваясь внутренним кантом опорной лыжи.

Чем раньше он начнет отталкиваться кантом, тем дольше с помощью этого усилия сможет наращивать в повороте скорость, и тем большую скорость будут набирать его лыжи. И сильнее будет проявляться «эффект ружья с более длинным стволом»: при одинаковом давлении газов на пулю в длинном стволе газы действуют более продолжительное время и ее убойная сила увеличивается.
Чем под более острым углом горнолыжник будет давить на кант внешней лыжи, тем больше будет составляющая этого усилия, направленная на продвижение лыж вперед.

Итак, поставив лыжу на кант, горнолыжник одним надавливанием на лыжу может решить несколько проблем:
— поворачивать более или менее круто;
— двигаться по дуге быстрее;
— поворачивать с минимальным проскальзыванием лыж и не терять набранную скорость.
Достигает он всего этого с помощью двух движений: постановки внешней лыжи на кант и надавливания на нее. Таким образом, делая всего два движения, горнолыжник использует их как руль, газ и тормоз.

Современные лыжи сделали поворот более быстрым, длящимся меньшее время. В двигательном навыке современного, резаного поворота все входящие в него движения так быстро чередуются и требуют такого четкого согласования, что малейшая задержка с их выполнением может приводить не только к проигрышу по времени при прохождении спортивных трасс, но и к потере равновесия, которое иногда может даже закончиться падением. А при современных скоростях это может стать причиной тяжелых травм.

Для надежного сохранения передне-заднего и бокового равновесия очень важным для горнолыжников оказывается уменье быстро восстанавливать потерянное равновесие.
Наблюдали ли вы в цирке за акробатом, который идет по натянутому канату? У него в руках длинный шест, который направлен перпендикулярно натянутому канату и в случае потери равновесия акробат незаметным движением смещает шест в сторону. Если равновесие потеряно с правой стороны, то шест смещается влево и ровно на столько, сколько требуется для того, чтобы восстановить потерянное равновесие. Шест выступает в роли балансира, при помощи которого канатоходец восстанавливает потерянное равновесие.

У горнолыжника роль балансира выполняет незагруженная внутренняя нога, которая, обладая большой массой, легко может смещать центр тяжести горнолыжника вправо и влево, вперед и назад.

Чтобы потеря равновесия была минимальной или не происходила вовсе, горнолыжник, перенося вес с одной лыжи на другую, должен отодвинуть стопу этой ноги вместе с лыжей настолько далеко назад, чтобы проекция его центра тяжести оказывалась над его новой опорной ступней.

Отодвигая в каждом повороте стопу опорной ноги назад, он или совсем не теряет передне-заднего равновесия, или теряет его настолько мало, что очень быстро и легко его восстанавливает.

Теперь пришло время подытожить все уже сказанное. Прежде, чем сделать внутреннюю ногу опорной, надо ее стопу и голень сместить назад. Для этого бедро внутренней ноги надо в начале поворота согнуть в тазобедренном суставе. При этом давление на внутреннюю лыжу исчезнет, лыжа будет скользить по снегу незагруженной. Затем необходимо согнуть ногу в коленном суставе, что и отодвинет стопу и лыжу этой ноги назад так, чтобы стопа оказалась выше точки проекции центра тяжести горнолыжника на склон, а затем вынести согнутое колено и голень внутрь поворота.

Это позволит и колену и голени внешней ноги тоже сместиться внутрь поворота и поставить на кант внешнюю лыжу. Одновременно с этим надо начать разгибать опорную ногу в тазобедренном суставе. От этого опорная нога начнет давить на внутренний кант лыжи, врезая его в жесткий снег и прогибая лыжу, которая начнет идти по дуге. И это будет продолжаться до тех пор, пока лыжа не совершит требуемую дугу. Все это время внутренняя нога должна будет оставаться безопорной, согнутой в коленном суставе и наклоненной под нужным углом внутрь поворота. Она будет служить балансиром, помогающим горнолыжнику сохранять передне-заднее и боковое равновесие.

В самом конце поворота, перед постановкой лыжи на снег и перенесением веса на нее, голень и колено этой ноги должны выйти из наклона внутрь поворота. Лыжа встанет плоско и горнолыжник, не разгибая ногу в коленном суставе, начнет разгибать ее в тазобедренном. Лыжа коснется снега и горнолыжник только после этого перенесет на нее вес.

Обучение резаному повороту

Итак, мы рассмотрели подробно, из каких движений состоит современный резаный поворот, какова последовательность этих движений, и какое значение они имеют для выполнения современных поворотов. Зная все это, вы сможете представить, что такое резаный поворот. Однако самостоятельно научится его делать, даже зная все, что изложено выше, будет трудно. Нужно знать не только подводящие, но и более простые упражнения, увидеть их в исполнении мастера, а также хорошо понимать, в какой последовательности выполняются эти упражнения. С их помощью освоить простейшую схему управления горными лыжами будет значительно проще.

Итак, с чего лучше всего начать занятие с человеком, который никогда не катался не только на горных лыжах, но и на фигурных и простых коньках, не играл в хоккей или не пробовал себя хотя бы на роликовых коньках.

Лучше всего начинать занятия с прямых спусков и стараться не просто спускаться со склонов, а осваивать спуски прямо, так как это делают мастера за рубежом — тем более, что это не такое уж и сложное упражнение, если выполнять его на простом и пологом склоне. Без этого вы не сможете легко, красиво, правильно и надежно спускаться потом с гор, поворачивать и управлять лыжами. От прямых спусков во многом будет зависеть, каким горнолыжником вы станете впоследствии. Мастером ли, при спуске которого все будут поворачивать в вашу сторону голову, или простым горнолыжником — «пошехонцем», таким, какими становятся большинство горнолыжников любителей и какими в последнее время выходят спортсмены из наших спортивных школ. А иногда таких спортсменов можно увидеть даже среди членов сборной команды страны.

Закончив свою работу в спорткомитете, я стал работать в моем Туристе на родной Шуколовке с местными детишками. Шуколовка была в то время всего лишь небольшой горой, но горой с очень интересным рельефом, на котором можно было летать с большего количества разных бугров, метров на 20 — 30, если даже никаких движений специально для такого полета не делать. Целый день куча моих ребятишек прыгала с бугров. Зная цену умению горнолыжников летать с бугров на альпийских трассах, я учил ребят премудростям преодоления последних. За сезон ребята стали в этом асами. Учились мы, конечно, не только этому. Но умение преодолевать бугры позволило ребятам прекрасно сохранять равновесие на мчащихся вниз лыжах, делать это легко, свободно, естественно. Все эти ребята к концу сезона научились и поворачивать на параллельных лыжах и впоследствии семь из них стали мастерами спорта. А вот по каким методикам я учил их тогда поворотам, я и сегодня сказать затрудняюсь. Они сами этому научились, спускаясь на большой скорости по буграм вниз. Сначала пришло умение поворачивать, уже съехав с горы, а потом и умение поворачивать на склоне. Итак, лучше всего горнолыжник обретает умение управлять лыжами, если предварительно покатается по прямой и хорошо освоит эту часть программы.

К сожалению, это можно делать только при наличии не слишком крутых склонов с хорошим выкатом, на котором лыжи могут остановиться сами без посторонней помощи и каких-либо усилий со стороны горнолыжника. Склон должен быть хорошо укатан — подготовлен. Все лыжники спускаются только в одном направлении и на склоне есть опытные люди, управляющие такой тренировкой.

Но чаще бывает, когда склон для этого либо чрезмерно крутой и на нем много посторонних предметов, либо он покрыт двигающимися в разном направлении горнолыжниками. В такой обстановке применять прямые спуски начинающим не только не следует, но и опасно.
Не умеющий кататься на лыжах человек, тронувшись с места, всегда испуган и обеспокоен тем, что будет с ним дальше. Скорость начинает нарастать и он от испуга забывает все то, чему его учили на горке более искушенные в горных лыжах люди. Как преодолеть синдром страха и начать делать то, что поможет хоть как-то управлять лыжами?

Шаг первый. Отправиться на очень пологий склон, крутизна которого постепенно уменьшается, а лыжи останавливаются сами на выкате без всяких усилий человека. Наверху попробуйте встать в стойку прямого спуска. Ноги сильно согнуты в коленных и голеностопных суставах, колени поданы вперед, угол между стопой и голенью должен быть острым, а ни в коем случае не прямым. Позвоночник прямой и корпус только слегка подан вперед. Руки слегка согнуты в локтевых суставах. Локти прижаты к туловищу. Сразу все не выходит, не огорчайтесь, слишком за многим следует следить одновременно.

Трудно? Тогда забудьте о руках, опустите их вниз и прижмите к туловищу. Кисти рук вместе с палками прижмите к туловищу в районе бедер. Если руки так держать трудно, то выпрямите их во всех суставах, как у солдата, стоящего по стойке смирно. Сделайте один, два шага, чтобы лыжи заскользили, и примите стойку, которую принимали, стоя наверху холма. Вы поехали вниз! Сохраняйте стойку. Не бойтесь! Все, кто сохранит стойку, как раз и не упадут. Держите лыжи недалеко друг от друга, уже, чем на ширине плеч. Затем по мере освоения спуска сближайте их еще, пока расстояние между лыжами не станет равно примерно ширине одной лыжи. Внизу ничего не делайте, ждите, когда лыжи остановятся сами. Сначала начинайте спуски от самого подножия горы и с каждым новым спуском поднимайтесь все выше. Скрупулезно выполняйте все то, что я написал, описывая спуск прямо.

Почему я останавливаюсь так подробно на этом, весьма простом упражнении? Да, оно простое и его можно делать по-разному. Но от того, как мы его начнем делать от раза к разу, складываются первые, очень важные навыки.

Время обучения с инструктором для вас обычно ограничивается из-за дорогой оплаты последнего. Курс обучения не может длиться для простого человека больше 6 — 7 дней по полтора-два часа в урок. За это время вы должны научиться не только спускаться прямо, но и поворачивать и преодолевать неровности. Все это конечно не в совершенстве, а схематично.

Если же есть короткий, но пологий участок склона, или хотя бы пологий участок на выкате, а все остальные склоны крутые, обучение надо начинать не с прямых спусков, а с резаного плуга.

Что это такое и какова роль обычного плуга в этом упражнении? Простой, банальный плуг знаком многим горнолыжникам и давно уже используется при обучении начинающих. Правда, обучающимся он не нравится, и они стараются либо как можно меньше тратить на него время, либо совсем избегать его выполнять. И в чем-то они правы. Однако плуг укорачивает процесс обучения и помогает очень быстро освоить «резаный плуг» — прием, очень сильно сокращающий и убыстряющий не только освоение управления горными лыжами, но и позволяющий быстро понять и освоить очень важный элемент резаного поворота: надавливание на лыжу, без которого обучиться резаному повороту просто немыслимо.

Резаный плуг

Встаньте на совсем пологом склоне, разведите пятки ваших лыж в стороны, согните сильнее коленные суставы. Разводя пятки лыж в стороны, делайте это не очень сильно. Теперь попробуйте сдвинуться с места и поехать вниз по склону. Лыжи вниз не едут. Тогда попробуйте встать в такой плуг, при котором  ваши лыжи уже поехали бы вниз. Плуг затормозит движение лыж, а потом они и вовсе остановятся.
Теперь попробуйте, спускаясь в плуге вниз, сблизить хорошо согнутые колени. Лыжи в этом случае встанут на канты.

После этого надавите пяткой правого ботинка на правую лыжу и ваша лыжа сама начнет поворачивать налево. Затем перенесите вес на левую лыжу и надавите пяткой левого ботинка на нее, лыжа повернет направо.

Поворот происходит легко, сам собой, без лишнего напряжения. Чем дольше и сильнее вы будете давить на лыжу, тем круче она будет поворачивать и больше замедлять свое движение. Для того чтобы переходить от одного поворота к другому, нужно, прекратив давление на одну лыжу, плавно перенести свой вес на другую лыжу (начать давить на нее пяткой ботинка).

Как осуществляется давление на ту или иную лыжу при выполнении плуга

Нога, согнутая в коленном и тазобедренном суставах, разгибается только в тазобедренным суставе, оставаясь согнутой в коленном суставе. В момент переноса веса с этой ноги на другую, нога, на которую будет перенесен вес, должна успеть вновь согнуться в тазобедренном и коленном суставах.

Чем быстрее будет переноситься вес с одной ноги на другую и осуществляться последующее надавливание на лыжу, тем короче будут дуги, исполняемые горнолыжником. И тем больше у горнолыжника будет появляться желание вывести лыжи из положения в плуге в положение «на параллельных лыжах» и на кантах. Этому желанию горнолыжника препятствовать не следует, а нужно только следить за тем, чтобы у него сохранялась постановка лыж на кант и последующее на него надавливание за счет разгибания ноги в тазобедренном суставе.

При переносе веса на другую лыжу и постановке ее на кант главную роль начинает играть быстрое выведение колена внутренней ноги внутрь и сгибание ее в коленном суставе. Затем следует перемещение колена этой ноги из положения «направлено внутрь поворота» в положение наружу поворота, что приводит к раскантовке внутренней лыжи, а еще более сильное сгибание ноги в коленном суставе и разгибание ее в тазобедренном суставе приводит к отведению стопы (и лыжи) назад и постановки лыжи на снег. В это время бедро внешней ноги сгибается в тазобедренном суставе и нога с лыжей перестает быть опорной, ее колено выводится внутрь поворота и весь цикл движений при повороте «резаный плуг» повторяется, но теперь на другой лыже.

Таков цикл движений резаного поворота в плуге. Он по последовательности чередующихся в нем движений очень напоминает классический резаный поворот на параллельных лыжах. Та же необходимая для совершения поворота закантовка лыж, то же увеличение давления на лыжу за счет разгибания ног в коленном и тазобедренном суставе, то же сгибание внутренней ноги в коленном суставе, чтобы отодвинуть стопу с лыжей назад, то же приятное и легкое движение прогнутой внешней лыжи при движении по дуге. Только движение лыж, поставленных в плуг, не такое быстрое как в резаном повороте на параллельных лыжах и потому доступное новичку. Однако положение лыж в плуге всегда смущает начинающих.

Когда вы осваиваете резаный плуг, не упражняйтесь в нем излишне долго. Поняли, что такое термины «надавить на лыжу» и закантовать лыжу — и хватит. Не повторяйте много раз резаный плуг, переходите скорее к резаному повороту на параллельных лыжах.

Как выполняется резаный поворот на параллельных лыжах

Как я уже писал выше, не затягивайте каждый резаный поворот плугом, не приводите его к почти полной остановке, делая поворот очень крутым. Старайтесь делать сопряженные резаные повороты, как можно чаще и обязательно энергично надавливайте на внешнюю лыжу. Делайте сопряжение поворотов чаще, еще чаще, как можно чаще. Как только повороты стали получаться, старайтесь уже не разводить пятки лыж широко. Разводите пятки лыж все меньше и меньше. Ваше стремление поворачивать как можно чаще и все меньше и меньше разводить пятки лыж, а также чаще надавливать на закантованную лыжу неминуемо приведет вас к резаному повороту на параллельных лыжах.

Хорошо, если тренер сам хорошо выполняет резаный поворот на параллельных лыжах и легко переходит от поворотов резаным плугом к резаному повороту на параллельных лыжах. Покатайтесь за таким тренером. Походите частые змейки из очень низких древок, скорее даже веточек. Ставьте змейки все более частыми.

Когда надавливаете на лыжу, старайтесь, чтобы лыжа была хорошо закантована и занимала положение под острым углом к поверхности снега. Ибо надавливание на лыжу вскоре начнет превращаться в ускорение лыж в повороте.

Это не забава, а очень важный прием. Упражняйтесь в нем всякий раз, как только спускаетесь по склону с поворотами, переходите от резаного плуга к современному резаному повороту на параллельных лыжах. Тренер должен, проехав часть склона, остановиться. И по склону по очереди начинают ехать ученики. Тренер говорит каждому о его достоинствах и ошибках. Они двигаются дальше вниз по склону, и все повторяется сначала. И так на протяжении всего занятия. В следующем уроке ранее освоенное должно повторяться. И только после этого можно переходить к новому материалу.

Второй этап обучения

Этот этап может представлять собой новое, совершенно другое начальное обучение. Но лучше, если второй этап сможет стать продолжением уже освоенных движений.
О спусках прямо и наискось мы уже говорили ранее. В зависимости от ситуации их надо либо повторить, либо разучить вновь. Встаньте почти поперек склона и начните спуск наискось. Нижняя лыжа загружена, верхняя скользит по склону незагруженной. Согните верхнюю ногу в коленном суставе больше обычного. Это отведет стопу с лыжей назад и сделает верхнюю ногу безопорной.

Таким образом, и в этом случае, обучая новичка начальному управлению лыжами, мы учим его ставить лыжу на кант и надавливать на лыжу. Эти два очень важные движения совершенно необходимы для выполнения современного резаного поворота. Их надо хорошо разучить и выполнять автоматически.

Но главное то, что и в резаном плуге, и в резаном повороте к склону и от склона даже не с первых шагов, а с первого шага дается возможность почувствовать новичку, что не лыжи везут его куда хотят, а он может направлять их в нужную сторону. Это позволяет новичку с первых шагов побороть страх и беспомощность на едущих вниз по склону лыжах.

Дальнейшее совершенствование в этом лучше и быстрее всего получается, если на склоне, по которому новичок легко может спускаться, все спуски совершаются с тренером, который в совершенстве владеет резаным поворотом. Обе методики (оба этапа) простые: тренер либо едет в резаном плуге, а затем учащает повороты и переходит от резаного плуга к поворотам на параллельных лыжах, либо совершает спуск наискось так, чтобы на верхнюю лыжу не опираться. Колено и голень этой ноги наклоните к склону, а нижнюю ногу, стоящую плотно на снегу, начните разгибать в тазобедренном суставе. Давление на лыжу увеличивается, она прогибается и начинает поворачивать к склону, слегка проскальзывая в начале поворота. Каждый последующий спуск наискось начинайте, стараясь постепенно приближать направление движения лыж к прямому спуску. Следите, чтобы верхняя нога не выдвигалась вперед. Сдвигание верхней стопы с лыжей назад достигается более сильным сгибанием ноги в коленном суставе.

Поставьте ваши лыжи, приблизив их к направлению спуска прямо. Лыжи заскользят вниз, и тогда поверните их еще немного к склону. Делайте это до тех пор, пока они не окажутся перпендикулярно к линии падения склона. Пытайтесь ваши повороты делать все более резаными, старайтесь ощущать, когда лыжи идут на кантах без проскальзывания вбок. Когда поворот к склону окажется полностью резаным, попробуйте верхнюю лыжу, согнув колено, снова отодвинуть назад и поставить на снег так, чтобы стопа этой ноги оказалась на одном уровне со стопой нижней ноги. Согните бедро нижней ноги в тазобедренном суставе, нижняя лыжа перестанет давить на снег. Колено, двигаясь вверх, начнет отодвигаться внутрь поворота и вниз, верхняя лыжа закантуется, горнолыжник перенесет на нее вес, она слегка прогнется и начнет поворачивать от склона. Если горнолыжник успеет еще и начать разгибать эту ногу в тазобедренном суставе, то поставленная на кант верхняя лыжа сильнее прогнется, кант врежется в снег, лыжа начнет поворачивать более круто, не проскальзывая даже тогда, когда устремится под склон и на нее начнут действовать и сила тяжести, и центробежная сила. Центробежная сила будет увеличиваться и горнолыжнику, чтобы противостоять ей, надо будет все больше и больше смещать ОЦТ (общий центр тяжести) внутрь поворота. Этому во многом будет помогать смещенние внутрь колена и голени вместе с горнолыжным ботинком и лыжей.

Тогда получится, что довольно большая часть нашего тела, составляющая приличную массу, состоящую из ног, тяжелых ботинок и лыж, станет естественным балансиром. Манипулируя этим балансиром, горнолыжник будет без труда сохранять равновесие на внешней лыже. Однако может быть и так (и скорей всего так и будет), что горнолыжник, перенеся вес на верхнюю лыжу, не успеет на нее надавить и лыжа понесет его вниз, лишь слегка поворачивая и набирая все большую и большую скорость. И горнолыжнику, чтобы затормозить, нужно будет как можно быстрее сделать крутой поворот к склону. Вышло? Теперь попробуйте его сделать с ускорением. Если в этом упражнении поворот от склона не получается, начните его делать из упора (небольшого плуга), постепенно уменьшая угол между лыжами, пока не перейдете к повороту от склона на параллельных лыжах. После этого вернитесь к упражнению, в котором делаются два или один поворот к склону с ускорением и один поворот от склона на параллельных лыжах тоже с ускорением. Именно это упражнение поможет вам понять и освоить резаные повороты с надавливанием и ускорением, в обоих направлениях: и к склону и от склона.

К сожалению, все наши горнолыжники, начиная от мастеров и чемпионов и кончая рядовыми любителями, до сегодняшнего дня не освоили резаного поворота с хорошим настоящим ускорением. Если бы они умели это хорошо делать, соревнуясь на жестких современных трассах, их результаты на международных соревнованиях не были бы так безнадежно плохи.

Ускорение в повороте

Чтобы освоить ускорение, горнолыжник должен сделать следующее: сильнее согнуть нижнюю ногу в коленном суставе и как можно быстрее поставить ее на снег, а верхнюю оторвать от снега и после этого выполнить уже знакомый нам поворот к склону. Затем все манипуляции повторить. Точно повторяя эти манипуляции друг за другом, вы невольно будете выполнять упражнение «гирлянды», которое будет очень нужно вам впоследствии.

Повторяя эти упражнения много раз, вы будете делать их легко и точно. Когда гирлянды будут освоены, начните поворот к склону делать с ускорением, толкаясь внутренним кантом нижней лыжи, это движение будет увеличивать скорость движения нижней лыжи в повороте.

Сделав несколько поворотов к склону с ускорением, согните верхнюю лыжу в коленном суставе, поставьте ее быстро на снег и перенесите на нее свой вес. Нижнюю лыжу согните в тазобедренном и коленном суставах, а колено и голень уведите внутрь будущего поворота. Поворот от склона получится легко и быстро. Затем сделайте два резаных поворота к склону на другой ноге и резаный поворот от склона на противоположной ноге.
Написано много. Читать для большинства горнолыжников все написанное будет, наверное, трудно и скучно, но если вы хотите стать очень хорошим горнолыжником, надо не только набраться терпения и дочитать все до конца, но и досконально разобраться в прочитанном и убедиться в том, насколько оно важно и нужно именно вам. Советовал бы посмотреть кассету о первенстве мира 2003 г., сделанную и озвученную мной, или найти меня в этом сезоне на склонах в Туристе или в Клубе «Кант», там вы смогли бы на практике увидеть многие вещи. А увидеть один раз всегда лучше, чем услышать сто раз.
На моем сайте www.skitrener.ru можно прочитать много материалов и узнать массу дополнительных сведений, которые помогут вам многое понять. Можно благодаря возможностям Интернет задать мне вопросы, интересующие вас сегодня, можно и поспорить о правильности написанного, тогда вам легче будет увидеть истину. Только давайте спорить по существу и желательно — на лыжах.

Но торопитесь, мне много лет, а в таком возрасте все бывает. А ведь для убедительности сказанного я должен показать вам то, о чем пишу. Сейчас я это делаю еще легко, но как долго смогу это делать?

Ю.С. Преображенский
осень 2005

Tags: , , , ,

Оставьте комментарий