Владимир Силинский

24. января 2009 | От | Категория: Люди на лыжах

 
 ЖИЗНЬ БЕЗ ВЫХОДНЫХ

 

Вот такая история для начала. Жил-был человек, вроде все у него складывалось неплохо (в общепринятом понимании), а потом — бац! — бросил все, подался в горные края… Тебе такая история ни о чем не говорит?

В.С. Знакомый сюжет… Это мы, как говорится, проходили. Сам я из Питера, родители живут в Москве. В зрелом возрасте я решил для себя, что не  могу жить без гор и сделал все возможное и невозможное, чтобы бросить городскую жизнь и уехать в горы. Вообще-то по жизни я — военно-морской офицер. Подводник. Военная специальность – минер. Так жизнь сложилась, что из армии я ушел в бизнес. Долго этим делом занимался, имел свою оптовую фирму. Но каждый год до девяноста дней проводил в горах. Ну, вам такая категория людей, конечно, знакома – те, для кого горные лыжи есть нечто большее, чем просто увлечение. И даже – больше чем хобби. Это просто страсть. Так и катался треть года. И все подумывал, как бы страсть сделать своей работой.

И ты стал хели-гидом в Поляне.

В.С. Выходит, так.

А что необходимо, чтобы стать им?

В.С. История каждого гида очень индивидуальна. Похожи они только тем ,что все эти  люди фанатично любят горы и лыжи. Этой работе, как правило, предшествует многолетний опыт инструкторства, горных походов и восхождений. Гид ведь должен отлично ориентироваться в горах, где водит группы, знать особенности рельефа, возможные его изменения зимой и поведение снежного покрова в различных погодных условиях и различное время. На примере компании нашей Yak&Yeti могу сказать, что прежде чем русскоязычный гид получит постоянную работу его в течении месяца каждый день тестируют президент компании Марк Тестю и французские гиды, имеющие международные сертификаты и специальную подготовку. Оно понятно: Гиды хели-ски — это верхняя ступень в нашей работе. Количество таких специалистов ограничено. Компаний, занимающихся вертолетными забросками группы лыжников, немного. Мы все друг друга знаем, хотя летаем в разных регионах страны и мира.

В России можно получить международный сертификат хели-гида?

В.С. Нет, к сожалению. А жаль. Потому что популярность этого вида катания в последнее время растет, не только во всем мире, но и у нас.

Расскажи подробнее о том, как устроена эта работа.

В.С. За другие компании говорить не возьмусь: у всех свои схемы работы. Общее разве что в том состоит, что мы водим группы в тем расчетом, чтобы обеспечивать  

максимальную безопасность наших клиентов. Что касается нашей компании Yak&Yeti, то дело поставлено так. У нас восемь французских гидов, которые работают посменно по две-три недели в течении сезона. И два постоянных русскоязычных гида. На протяжении всего сезона, с декабря по апрель, в нам в Поляну каждую неделю приезжают новые группы иностранцев. Кроме того, периодически комплектуются группы из российских лыжников. Так что всю неделю я работаю с одной группой. На каждую такую компанию приходится два гида — один француз, имеющий международный сертификат, и русский гид, отлично знающий горы и местные особенности, обладающий знаниями по спасению и выживанию в экстремальных ситуациях. Каждую группу мы встречаем в аэропорту, знакомимся, помогаем расселиться. Для тех, кто приехал без снаряда, готовим инвентарь ( у нас в компании для клиентов имеется хороший арсенал лыж для фрирайда). Выдаем  клиентам лавинный датчик и специальный противолавинный рюкзак с системой АВS, укомплектованный зондом и лопаткой. Утром в первый день полетов проводится конференция по безопасности, основам спасработ в горах, занятия по пользованию индивидуальным противолавинным оборудованием.

Итак, первый этап позади. Что дальше?

Примерно в девять утра вылетаем из Красной Поляны в горы и возвращаемся обычно часам к четырем дня. Склоны выбираем максимально интересные, но в зависимости от уровня подготовки группы. Каждый спуск происходит в новом месте по нетронутой целине. По возвращении провожаем клиентов до отеля. Вечерами иногда занимаемся ремонтом клиентского инвентаря, готовим его к завтрашнему катанию  Ну и apres – куда ж без этого.

А если летной погоды нет?

Если народ хочет просто покататься, сопровождаем клиентов на открытые трассы или склоны: где можно погонять off-piste. А то в Сочи едем с клиентами на экскурсию.

Так что работа хели-гида — это далеко не синекура. Весь сезон – без выходных. Подъем в

6.30 утра. Весь день на ногах.  Потом  если не apres, то дела всякие. Ложишься далеко за полночь…

М-да, на любителя работа…
Я же профессионал и занимаюсь любимым делом. Такое дело – не в тягость. Хотя ответственность, конечно, очень высока: ты отвечаешь за жизни людей на маршруте и не имеешь права на ошибку.

Есть еще одна сторона этой медали. Клиент – он ведь очень  разный…
В.С. Не без того. Поэтому гид еще в какой-то степени и психологом должен быть. И уметь ладить со всеми – и с капризным миллиардером, и с неуправляемым «пАдонком». В принципе, нам это, похоже, удается. Претензий в этом смысле не было.

Хели-скиинг – катание по больше части групповое. Оптимальная группа – это ведь тоже проблема.

В.С. Да, в такой группе должен подбираться народ с примерно одинаковым уровнем катания. Причем совсем не важно, сколько будет лыжников и сколько бордеров. Как  правило, это люди уже знакомые друг с другом и знающие, что такое хели-скиинг. А оптимальный количественный состав группы – это человек восемь-десять. Чтобы сбить

такую группы, нужно тоже поработать. Предварительно пообщаться с клиентами, выяснить уровень их катания, запросы, да и просто человеческие качества. Группы иностранцев комплектуются еще летом и осенью. Так что мы к началу сезона уже имеем полный расклад на всю зиму. В основном к нам едут французы, англичане, итальянцы, немцы.

Как ты с ними общаешься?
В.С.  Понимаю французский. Меня понимают на английском. Знания языков постоянно совершенствую. Жалею, что в свое время мало уделял этому времени.

А российские группы?
Они формируются за неделю. Каждый потенциальный участник должен предоставить рекомендацию от гидов по фрирайду, работающих на  краснополянских слонах.

То есть, некая процедура тестирования имеет место?
В.С. Да. Прежде чем забрасываться на вертолете, мы должны знать, с каким контингентом лыжников имеем дело. Клиент должен иметь хорошие навыки катания по целине,  знать как можно больше о горах  и лавинах. Быть дисциплинированным и понимать, что рекомендации и указания гида – это закон. Если можно – несколько советов всем тем, кто решил попробовать себя в хели-скиинге.  Начните кататься вне трасс, купите лыжи для фрирайда. Покатайтесь сезон в различных условиях, возьмите на пару дней инструктора по фрирайду. И когда почувствуете уверенность в себе – сразу к нам!

 А сколько стоит день катания с вами?

В.С. Базовый день включает четыре заброски. В прошлом сезоне в Поляне он стоил 450 $. плюс  За каждую дополнительную заброску – 100 $ В Абхазии мы предлагаем базовый день за 400 $, на Камчатке за 500 $.

Народ летает, помимо этих мест, еще и в Приэльбрусье, в Домбае, Хибинах…
В.С. Да, но все же самое популярное место  — это Красная Поляна. Здесь и климат подходящий, и особый снег, который так ценят райдеры не только у нас: но и во всем мире.

Ну, работа есть работа… Хватит про нее. А как устроен быт простого российского хели-гида?

В. С. Я живу в горах почти постоянно, десять месяцев в году. На весь зимний сезон снимаю квартиру в Поляне. Быт мой очень прост, потому как в свою квартирку прихожу только глубокой ночью. Заварил чай, попил – с на боковую. Или что-нибудь разогрел в микроволновке.  Вот и вся готовка. Днем в горы мы на борт берем специальный набор «ланч-бокс». Ну и кафе после полетов никто не отменял. Каждый день – стирка. Вовсю кочегарят сушилки для ботинок. Радиаторы завешены одеждой. Вот вам и весь мой быт.

У тебя семья есть?
В. С. У меня есть чудесная девушка и замечательный взрослый сын. Сын живет в Питере, тоже любит горные лыжи и горы, но пока у него мало времени, чтоб кататься. Он работает экспертом по горным лыжам и велосипедам и учится в университете.

Чем ты занят в межсезонье?
В. С. Межсезонье у меня  из двух месяцев состоит: один весной и один осенью. Хватает, чтобы съездить в Москву и в Питер, повстречаться с друзьями и родными. По возможности стараюсь участвовать в лыжных видеофестивалях, связанных с фрирайдом событиях, горнолыжных выставках и салонах.  Дел, в общем хватает. Надо предоставлять отчеты спонсорам, вести веду переговоры на следующий сезон. Зимой меня спонсирует Atomic и Goldwin, летом – Allsport.  С мая по сентябрь я занимаюсь рафтингом на Мзымте, организую коммерческие и экстремальные сплавы.

Что ж, увидимся в Поляне
В.С. Конечно, куда ж мы денемся.

Оставьте комментарий