Снаряжение на ISPO 2007

22. января 2009 | От | Категория: Снаряжение

Горнолыжное снаряжение

Самые-самые

Как гарантированно привлечь внимание к лыжам? Вариантов немного. Можно снабдить их какими-нибудь малофункциональными «прибамбасами», можно раскрасить их в полубезумные цвета и можно сделать их необычными по размеру или форме.

Ведущие производители поочередно используют привлекательность с рекламной точки зрения уникальных по своей ширине или геометрии моделей. Среди получивших широкую известность моделей первенцем, пожалуй, была Volant Spatula. Ей на смену пришли K2 Pontoon. Конечно, небольшие компании все время выпускают что-то экстраординарное, ширина некоторых чудовищ из мира лыж достигает 170 мм в талии, но широкого резонанса они, как правило, не получают: ведь интерес необходимо и создать, и раскрутить, и подогревать, а у небольших брендов на все это нет денег. А вот серьезные игроки с большими объемами производства периодически выпускают в плаванье подобные игрушки для больших мальчиков. Salomon выпустил широкие лыжи Rocker (147-127-137 мм) с плавным обратным прогибом носковой части и пластиковой вставкой-аркой в пяточной зоне – естественно, для целины. Elan выдал модель 1111 Quad One с пяткой «ласточкин хвост» и геометрией 161-121-141 мм. Fischer пошел еще дальше: носковая часть исключительно черной и исключительно целинной внекаталожной модели 207 с геометрией 150-121-140 мм снабжена своеобразными загнутыми вверх крыльями, отчего стала похожей на нос лодки. Пятка в форме трилистника загнута вверх, вдобавок снабжена небольшим килем. Каждая пара имеет свой номер, выгравированный на специальной табличке – эксклюзивность во всем. А Blizzard в самую широкую модель – Titan Kreitler PRO с талией в 119 мм вмонтировал рельсы, похоже, это первая действительно широкая модель с интегрированным креплением. Набирающая обороты Armada не только предпринимает усилия по внедрению своих лыж в сектор элитного снаряжения, но и пользуется той же рекламной идеей: выпускает лыжи с геометрией 125-135-133-134-120 мм. Это не опечатка – такая вот уникальная геометрия. Словом – кто во что горазд.

Понятно, что цена подобных моделей стремится к неоправданной величине, но понятно также и другое: такие модели выпускаются и для катания, и для того, чтобы стать очередным шоу-стоппером и предметом для разговоров узкого круга катателей целины и некоей штуковиной, способной вызвать возглас изумления основной массы горнолыжников. А значит – к бренду будет гарантировано привлечено внимание, что и требовалось. Ну а то, что на таких лыжах будут кататься только пара про-райдеров фирмы, да десяток-другой «сильных духом, но слабых умом» во всем мире. Ну хорошо, сотня-другая, но погоды с точки зрения объемов производства и продаж эти единицы все равно не сделают.

На другом краю диапазона компания Easyski, которая представляет лыжи-коротышки, соединенные двумя дугами, крепящимися к лыжам на шарнирах таким образом, чтобы обеспечить параллельность лыж. Обучение будет намного проще: лыжи не перекрещиваются и не разъезжаются. Лыжки снабжены упрощенными креплениями. А самые-самые короткие лыжи на ISPO были прикреплены к ботинкам для роликовых коньков. Лыжи пластиковые, длиной буквально 40 – 50 см. Отличный вариант для тех, кто не хочет тратить много денег. Но вот не будет ли холодно ногам?

Широкие перспективы

Но все же основные усилия разработчиков нацелены на более традиционные варианты. Точнее, как раз на не слишком традиционные, но находящиеся в более привычном диапазоне геометрий. Тьфу… Короче: широкие, но в меру. Основная тенденция ближайших лет – развитие двух направлений лыж для массового катания, широких универсалов и карвинг-универсалов. Со второй группой мы близко знакомы уже несколько лет: своеобразным стандартом в этом направлении считается линия Atomic Metron, да и почти все ведущие производители имеют в своем арсенале лыжи для карвинга с широкой геометрией. Ну, а дальше? Создание лыж, характеристики которых изменяются в зависимости от условий их эксплуатации – основная цель ведущих производителей. К этой цели ведут два пути: первый более очевидный, он подразумевает использование механических переключателей, изменяющих параметры лыжи. Именно по этому пути пошли конструкторы Rossignol, предложив в прошлом сезоне систему сменных рычагов в модели Mutix. В этом сезоне конструкция рычагов изменена, но отвертку в руки брать все равно приходится. Если говорить о конструкциях, требующих вмешательства лыжника, то на взгляд многих конструкторов смена рычагов это не та операция, которую будешь выполнять всякий раз, как крутизна или состояние склонов меняется – это просто слишком некомфортно.

В этом сезоне конструкторы Volkl предложили еще один прообраз лыж будущего: модели, характер которых можно менять в зависимости от желания лыжника, жесткости снега и крутизны склона. Система Power Switch (переключатель мощности), входящая в конструкцию моделей Tigershark 12 FT PowerSwitch (79 мм в талии) и 10 FT PowerSwitch (73 мм), позволяет сделать это без инструментов и без заезда «на станцию техобслуживания» — достаточно просто повернуть переключатель и лыжи становятся намного более жесткими или мягкими. Конструкция проста до гениальности: сверху вдоль ребер лыжи проходят каналы, в которых расположены подпружиненные стержни. Поворот переключателя – и стержни «распирают» лыжу, существенно увеличивая ее жесткость. Это реально ощущается.

Конструкторы многих компаний не без оснований считают, что если катаешься в часто меняющихся условиях, то часто останавливаться для того, чтобы дотянуться до переключателя и изменить жесткость лыжи, не будешь: это будет не слишком комфортно и быстро надоест. Возможно, в будущем лыжник сможет менять жесткость или даже геометрию лыжи, управляя этим процессом с наручных часов типа Suunto или при помощи кнопок, расположенных на рукоятке палки – почему нет? К слову: секундомер уже вмонтирован в рукоятку палок для беговых лыж, такие палки были представлены на одном из стендов ISPO.

Специалисты Atomic, например, видят будущее в использовании конструкций, подобных Beta 5, нанотехнологий, эластомеров – «умных» материалов, то есть цель заключается в создании лыжи, поведение которой будет изменяться без участия лыжника, она сама будет подстраиваться под различные условия катания. Речь идет о создании моделей, «подвеска» которых, подобно ходовой части современных автомобилей, будет адаптивной. Особенно это будет актуальным, если речь идет об универсальных моделях, на которых мы катаемся по любому состоянию снега.

Естественно, слаломные модели « в умелых ногах» на ледяном склоне проявляют лучшую цепкость, чем широкие модели. Однако дело в том, что подавляющее большинство любителей просто не обладают такими физическими кондициями и техникой, которые требуются для использования характеристик слаломных моделей, и даже для того, чтобы их в достаточной мере загрузить. Да и о быстроте перекантовки не слишком задумываются. Поэтому более широкие модели – это будущее лыж для опытных лыжников. Пожалуй, можно сказать, что сейчас граница между широкими моделями для карвинга и универсальными моделями проходит где-нибудь в районе 75 мм. Условно, конечно, но судите сами: в прошлом сезоне Salomon выпустил линию X-Wing – широкие универсальные модели, в отличие от своих фрирайдовых собратьев намного более мягкие и комфортные, то есть ориентированные не на монстров фрирайда, а на подавляюще большинство любителей, которые при случае и карвинга не чураются, и по неглубокой целине пройдутся, и на буграх тоже катаются. Ширина всех лыж этой линии более 70 мм, и наиболее интересные модели отличаются талией шириной от 74 мм. А в этом году в линейке X-Wing осталось только две самые младшие модели с талией в 70 мм, все остальные шире. Линия Elan Magfire – старшие модели с «волнообразной» технологией Waveflex и талией в 82 мм.

В эту же сторону смотрят и конструкторы Atomic – вся совершенно новая линия универсальных мягких лыж Nomad, занимающих промежуточное положение между внетрассовыми моделями линии Daddy и карверами Metron, в талии шире 72 мм. Похоже, что именно это направление – будущее универсальных лыж. Например, лыжи Nomad Blackeye, несмотря на талию шириной 79 мм, на трассе работают так же четко, как и лучшие модели для карвинга. А самая широкая модель Nomad Crimson и вовсе 86 мм в талии – уже и в свежую целину можно смело отправляться. Задача, которую перед собой поставили конструкторы компании, заключалась в том, чтобы создать конструкцию, которая бы обладала лучшими качествами Beta – технологий, но не была столь агрессивной. Конструкторы сделали вырезы в верхнем листе, причем вырезы сделаны перед и позади зоны монтажа креплений, поскольку эту зону нужно сохранить жесткой: именно она наиболее важна для обеспечения цепкости кантов и распределения давления. Плюс эластомерные вставки для активной работы лыжи, плюс пластина из алюминия для обеспечения равномерной кривой прогиба, плюс пластина из наноматериала для получения необходимой жесткости. В результате появилась более широкая и мягкая лыжа без потерь в динамике, да еще с хорошей хваткой кантов и высокой торсионной жесткостью.

В этом году половина серии Fischer RX получила второе слово в названии – Fire. Fischer RX 8 Fire, 6 Fire… А вот вторая половина линейки – еще один пример того, что все ведущие производители двигаются в одном направлении: RX Heat – это совсем новые лыжи, у которых талия пошире будет, от 70 до 90 (!) мм, причем эта линия отнюдь не позиционируется как райдовая, в коллекции есть и Watea, которая теперь размножилась – Watea 101, Watea 94, 84, 74. Кстати, это еще одна из тенденций мира лыж: часть производителей стали из удачной лыжи делать серию, которая наследует название. Уже упомянутые RX и Watea, или Head Supershape, которые теперь будут в четырех разных вариантах, да плюс две юниорские. А ведь начиналось все с одной модели…

Все шире используется конструкция сэндвич. Лыжи уровня World Cup практически у всех производителей традиционно сделаны именно в виде бутерброда, а некоторые фирмы – например, Stockli, постоянно используют эту конструкцию в большинстве моделей коллекции. В последние годы у ведущих фирм появляется все больше лыж конструкции сэндвич, но в основном такая конструкция использовалась в моделях ограниченных по количеству серий – про-моделей для райда, но чаще – в топ-моделях для карвинга, типа Head Supershape. В коллекциях нового сезона сэндвич можно встретить уже и в моделях линий Head Monster и Supershape, Fischer RX Fire и RX Heat, Watea и фристайльных моделей. Ну и конечно, подавляющее большинство небольших компаний, выпускающих относительно небольшие партии лыж, используют эту конструкцию – оборудование и оснастка для «выпекания» бутерброда проще, чем для лыж конструкции кэп.

Неожиданно

Из неожиданных встреч – на стенде K2 были представлены и лыжи Karhu. Просто информация – вдруг кто-то захочет приобрести себе лыжи именно этой марки, хорошо известной любителям беговых лыж.

Сразу две компании – Pale и ZAI (правда, ни та, ни другая не входят в «первую двадцатку» брендов), сделали лыжи с сердечником из базальта. Тот же камень используется и в сноубордах Pale. В частной беседе менеджер компании сообщил, что новый материал обеспечивает лыжам лучшую отдачу, но признался, что на самом деле базальт по своим свойствам очень похож на углепластик. Видимо, эта новинка носит чисто маркетинговый характер.

А вот то, что очень известная среди бордеров компания Hammer начала выпускать и горные лыжи (которые имеют конструкцию скейтового типа и предназначены для любителей парка и пайпа), может сыграть определенную роль в перераспределении российского рынка. Конечно, многие компании, выпускающие сноуборды, производят также и лыжи. Но в отличие от большинства из них, Hammer будут представлены и на рынке России. Очень сдержанная цветовая гамма, так что любителям эксклюзива наверняка имеет смысл обратить на этого новичка рынка особое внимание.

Персональный дизайн

Вообще малоизвестных производителей лыж так много, что рассказывать обо всех, наверное, особого смысла нет. Но на продукции трех компаний хочется остановиться особо. Axxun – новый лыжный бренд, который предлагает лыжи очень традиционной и простой конструкции – с деревянным сердечником, в модели для карвинга добавляется титаналовая пластина. Основная изюминка этих лыж в том, что каждый покупатель может заказать свой персональный дизайн. Выбирай модель по вкусу и отправляй файл с дизайном и оплату. Через две-три недели лыжи готовы. При этом цена не выходит за рамки обычных лыж из магазина – от 500 до 1000 Евро в зависимости от модели. Незнакомые лыжи не покупаем? Правильно. А посему, прежде чем заказывать лыжи, можно сначала отправиться, например, в Красную Поляну, где эти модели эксплуатирует хели-ски компания Yak&Yeti.

Cursor. Лыжи делаются в Австрии, деревянный сердечник, вставки из фибергласса, конструкция кэп. Лыжи ценой от 250 Евро – с персональным дизайном. Невероятно? Однако это факт – никаких ограничений, цифровая печать, а если добавить еще 50 Евро – и скользячка тоже будет по вашему дизайну, хоть с фотографиями.

Рядом стенд лыж Liberty, сделанных вручную из бамбука и поплара, причем из бамбука сделаны и наклонные боковые стенки лыжи. Скользящая поверхность из P-Tex 4000, сердечники трех типов. Изюминки две: трехлетняя гарантия на любые лыжи (а у нас некоторые очень крупные фирмы дают три, но месяца) и возможность заказать свой дизайн серии лыж (минимальный заказ – 10 пар), при этом цена вполне съедобная – до 680 долл.

Платформы

Казалось бы, все типы интерфейсных платформ для креплений уже придуманы и выпускаются массой компаний, как производящих лыжи или крепления, так и независимыми производителями типа широко известного Vist (который, кстати, уже и крепления выпускает, и лыжи, да и одежда с этой маркой тоже появилась на стендах выставки). Вспомним систему Salomon Pilot: в тело лыжи вживляются втулки, а платформа с креплениями монтируется при помощи двух осей, позволяя лыже прогибаться свободнее. Правда, Salomon уже отказался от этой идеи. Но падающее знамя было подхвачено компанией Sporten. Производитель лыж разработал новый интерфейс именно на базе идеи системы Pilot, но теперь установить новую систему можно на любые лыжи – нужно только смонтировать два основания с втулками, а сверху водрузить платформу. Плавающая в продольном направлении платформа, крепление и ботинок не сгибаются вообще, а лыжа действительно может работать практически свободно, а усилие прижатия ботинка к креплению вообще не изменяется – можно использовать более простые модели креплений с тем же уровнем безопасности при катании. Но и это не все преимущества, которые предоставляет новая система лыжникам. При установке интерфейса можно учесть даже назначение лыж: если хочется, чтобы радиус поворота был минимальным (например, владелец любит фан карвинг), можно просто смонтировать базовые площадки поближе друг к другу, тем самым давление будет приложено к зоне под подошвой ботинка. А если хочется, чтобы лыжа шла максимально стабильно – площадки раздвигаются, и нагрузка будет прикладываться ближе к носку и пятке лыжи.

Ботинки

Острой новинкой этой выставки стали ботинки Atomic Hawx, получившие престижную награду в номинации «горнолыжные ботинки». Основной особенностью их конструкции стала подошва, которая может … сгибаться. И боковые стенки не помеха: в них теперь есть мягкие вставки – I flex Zone. Эластичная зона позволяет проще ходить, поскольку немного сгибающаяся передняя часть ботинка обеспечивает более натуральные движения ступни (сгиб в плюсне). Но благодаря этой особенности теперь стало возможно немного уменьшить наклон голенища вперед, положение тела стало более естественным, ноги меньше согнуты. Стелька чуть поднята в зоне пятки, что также соответствует более естественному положению ноги. Утверждается, что I flex Zone не только гасит вибрации, но вдобавок и смягчает неточные движения лыжника.

Понятно, что почти все платформы и сами лыжи сгибаются (в качестве исключения – упомянутая выше платформа Sporten, плавающие платформы Vist и подобные конструкции). А значит, ботинок такой конструкции может быть «ближе к лыже». Конечно, нога может сгибаться совсем немного, но может быть, даже этих небольших движений хватит, чтобы четче чувствовать лыжу? Если ходить в мягких кроссовках существенно удобнее, чем в негнущихся горнолыжных ботинках, то может, и кататься в «гнущихся» ботинках будет хотя бы немножко удобнее. Новые модели Hawk представляют наглядный пример того, какая тенденция прослеживается в технологиях ботинок: скорее всего, модели завтрашнего дня будут уже использовать не современную технологию би-инжекции, а уже три-инжекцию, что логично следует из трехкомпонентного ботинка (каким, по сути, является новый Hawx). Во всяком случае, автоматический переключатель «ходьба-катание», использовавшийся в некоторых моделях ботинок Head, несмотря на очень изящное решение не получил широкого распространения, в отличии от би-инжекционной технологии.

А компания Head в своих ботинках начала использовать новое поколение подогреваемых стелек – теперь аккумулятор встроен в самую толстую область стельки – в районе пятки. Дистанционное управление обеспечит удобное включение и выключение, а также и выбор комфортного режима.

Крепления

На лыжах Head не будет больше креплений Tyrolia. Спокойно! Любимая многими марка никуда не делась, просто с нового сезона концерн принял решение комплектовать свои лыжи одноименными креплениями. Слегка измененный дизайн, новый логотип – небольшие декоративные изменения. Гораздо интереснее те перемены, которые произошли с системой Railflex. Теперь для регулировки креплений под другой размер ботинка не нужно снимать крепления с лыжи – достаточно приподнять фиксирующую педальку и передвинуть поочередно пятку и носок креплений на новое место. Возможность сместить зону монтажа ботинка вперед или назад сохранена, но для этого уже придется применить отвертку. Ну и ладно – не каждый день мы это делаем, тем более, что эта опция нужна далеко не всем, а многие и не догадываются, зачем предусмотрена возможность перемещения креплений вдоль лыжи.

А вот крепления Marker Duke «отхватили» награды сразу в двух номинациях – Ski Award и Outdoor Award. Это логично: Duke представляют собой мощные райдовые крепления с затяжкой до 16 DIN, особенностями которых являются короткая база, пятка-пушка и передняя головка принципиально новой для Marker конструкции с поперечно расположенной пружиной. Но основная «фишка» — возможность переключения креплений в режим бэккантри со свободным отрывом пятки ботинка от лыжи. Раньше такую возможность предоставляли лишь не слишком мощные модели, выпущенные фирмами, специализирующимися на ски-туре.

Внимание — детям

Палки с изменяемой длиной давно известны и широко используются в треккинге, ски-альпинизме – удобно, можно вверх идти с укороченными палками, а спускаться вниз на лыжах уже используя более привычную для катания длину. А вот Leki пошли дальше: в своей детской модели Pingo Vario, которая может «расти» вместе с маленьким хозяином или хозяйкой, компания учла и то, что растет и ладонь тоже: оснащенная системой The Trigger палочка имеет и специальную накладку на рукоятке, благодаря которой можно и размер рукоятки настроить. Но у детей и ноги тоже растут, и регулируемые по размеру горнолыжные ботиночки тоже выпускаются – об этом позаботилась компания Roces. А шлем Pocito от компании Poc обеспечивает владельца не только самим шлемом, но и хорошей видимостью на склоне – яркий цвет делает свое дело, на задней части шлема укреплен мигающий яркий фонарик, а на самом шлеме есть светоотражающие наклейки – и вечером на парковке малыш не останется незамеченным. А если ребенок потеряется, достаточно будет посмотреть на специальную наклейку, также размещенную на шлеме, и набрать телефон родителей.

Очки

А вот очков на выставке было представлено совершенно нереальное количество, так что я наверняка пропустил что-то интересное. Заметил, что Bolle используют в горнолыжных масках светофильтры-хамелеоны, которые изменяют коэффициент светопропускания в зависимости от яркости освещения от 26 до 66%. Известные раньше светофильтры Uvex Vario имели меньший «коэффициент перекрытия» – от 67 до 83%. Из конструкций мне понравились очки POC со светофильтрами, которые не вставлены в оправу, а наложены на нее, внешний вид напоминает зеркальные забрала у шлемов пилотов-истребителей.

Защита

Шапочки с мягкой защитой появились в качестве легкой альтернативы шлемам, которые не просто украшаются ушами, рогами и хвостами всех форм и размеров, но уже появляются модели, в которых и шлем увидеть непросто: как вам, к примеру, черная шапка-ушанка, внутри которой прячется шлем? Да и вообще шлем уже постепенно становится неотъемлемой частью одежды, во всяком случае, для подавляющего большинства бордеров, и дизайн шлемов все чаще отлично сочетается с дизайном одежды, эпоха отдельных элементов одежды и снаряжения постепенно проходит.

Наиболее серьезные модели шлемов POC включают и арамид – пуленепробиваемый материал, из которого делаются бронежилеты, и сотовую структуру. А конструкция таких шлемов ориентирована на… разрушение при сильном ударе: голова почти ничего не почувствует, а шлем может быть разрушен. Обидно? Но ведь это происходит при ударе такой силы, что в неразрушаемом шлеме его носителю было бы обеспечено сотрясение мозга.

Серьезный помощник появился у тренеров и инструкторов: устройство Headzone – миниатюрный водозащищенный приемник с наушниками, вмонтированный в шлем. Теперь тренер может давать советы и корректировать движения своего подопечного постоянно, вне зависимости от расстояния и ситуации на склоне или на воде – даже для начинающего бордера или лыжника такая штуковина будет крайне полезной, что уж говорить про кайтеров или серферов. Интересно решена проблема переключения режимов и каналов связи: в тыльной части шлема вмонтированы гнезда для магнитов – никаких рычажков и переключателей.

Защита спины становится все более гибкой, не снижая при этом качества своей основной функции. Новые материалы, более гибкие соединения, лучшее прилегание, а значит – выше комфорт при катании.

Перчатки

Самые теплые перчатки выпустили сразу несколько компаний. Речь идет не о пухе: умные электрические подогреватели iThermX компании Interactive Wear AG вмонтированы, например, в перчатки Reusch Solaris или Zanier Heat. Программируемый микроконтроллер обеспечит необходимый температурный режим – ни холодно, ни жарко не будет. Энергию обеспечивают различные по емкости Li-Ion батареи, наиболее миниатюрная из которых может встраиваться в перчатку, а более емкие размещаются в одежде и соединяются с перчатками при помощи гибких кабелей. Система обеспечивает тепло рукам в течение нескольких часов.

Вместо эпилога

Еще немного, еще чуть-чуть, и мы всем снаряжением и одеждой начнем управлять с компьютера-наладонника или при помощи мобильного телефона-коммуникатора, главное, чтобы программное обеспечение было единым. А то придется прямо на склоне еще и с десятком программ, управляющих подогревом перчаток, ботинок, прозрачностью очков, усилиями срабатывания креплений, жесткостью лыж, вентиляцией одежды и всякими электронными «прибамбасами» типа радиостанций, Mp3-плееров, видеокамер разбираться. Но об этом – в следующем материале.

100 лет Rossignol

Трудно представить, но любимая многими марка Rossignol празднует свое столетие! Именно в 1907 году Абель Россиньол выпустил свои первые деревянные лыжи. Много воды утекло с тех пор. В 1937 году Эмиль Аллэ на лыжах с логотипом этого бренда стал чемпионом мира, в 1948 Херни Орейль выиграла первое золото Олимпиады на лыжах этой фирмы. С 1956 года лыжи Rossignol продаются по всему миру, и многие суперзвезды выступали именно на них. Многим известны имена Жана Вюарне, Перин Пелен, Альберто Томбы, Перниллы Виберг, да и Боде Миллер тоже несколько лет назад «отметился» в конюшне этой компании.

Под аплодисменты собравшихся на стенде Rossignol руководитель ISPO Манфред Вутцльхофер поздравил компанию, вручил памятный диплом и разрезал огромный торт цветов французского флага. А руководители Qucksilver – нынешнего владельца компании, выкатили здоровенную бутылку шампанского. Хватило всем!

Наша редакция присоединяется к поздравлениям и желает компании и Российскому представительству новых успехов и новых побед – в любом месте, где есть немножко снега на склоне.

Георгий Дубенецкий

Tags: , , ,

Оставьте комментарий