Одежда. Деньги на ветер?

21. января 2009 | От | Категория: Одежда

…Нет, на здоровье.

Хорошо одетый горнолыжник давно уже не редкость не только на трассах альпийских курортов, но и на склонах нашей страны. А курток, брюк и комбинезонов, выпущенных самыми различными производителями со всех континентов, в магазинах (причем не только спортивных) просто не сосчитать. Ведь с каждым годом растет число тех людей, которые даже для повседневной носки предпочитают яркие, легкие теплые и высокотехнологичные куртки спортивного типа, а не черные или коричневые кожаные. Но почему одежда, которую мы видим в спортивных магазинах, так дорого стоит? И насколько целесообразно приобретение дорогостоящей одежды? За что мы платим деньги, и имеет ли смысл их платить за одежду известных фирм, и вообще за современную одежду? Попробуем найти ответы на эти вопросы. Основная задача одежды для зимнего отдыха – защищать от холода, ветра и осадков. Хорошо известный факт – несколько тонких слоев одежды греют лучше, чем одна толстая вещь. Значит, одеваться нужно по “принципу капусты”: тонкое белье, тонкая флисовая водолазка, не слишком толстая флисовый блузон, затем блузон потолще и наконец – наружная теплая курта или пуховка. Нижний слой, надеваемый на тело – тонкое полиэстеровое белье. Основное отличие от хлопчатобумажных тельняшек или теннисок – такое белье не только греет, но и, благодаря свойствам высокотехнологичного материала, отводит влагу от тела к наружным слоям одежды, не впитывает запахи, не вызывает аллергических реакций, обеспечивает хорошую вентиляцию и мгновенно сохнет.

При приобретении белья обратите внимание на рекомендации производителя: белье может быть различной толщины. К примеру, для малоподвижной деятельности типа катания на мотонартах или зимней рыбалки предназначено наиболее толстое и не слишком хорошо отводящее влагу белье, а для комфортного катания на горных лыжах – средней толщины с хорошим влагоотведением. На нательное белье надевается, как правило, довольно тонкая флисовая водолазка или блузон, которые обеспечивают гораздо более комфортное состояние, чем старинный “бабушкин” свитер: легкие материалы типа флиса сохраняют объем, хорошо греют, отводят влагу от тела дальше – наружу, быстро сохнут. При выборе тонкого флисового блузона обратите внимание на то, как сделана застежка: пришитая к молнии изнутри планка из флиса защитит кожу шеи и подбородка от натирания. Вторая немаловажная деталь – тонкие эластичные манжеты на рукавах. А вот нагрудный карман, пожалуй, не самая необходимая “примочка” этой детали одежды. Приятной особенностью одежды из хорошей современной ткани является свойство не впитывать запахи – уточните у продавца и этот момент.

Если достаточно холодно, может потребоваться еще один промежуточный слой – из более толстого флиса (полартека), а затем на весь этот кочан капусты надевается верхний слой – ветровка или утепленная куртка. Поскольку мы идем “изнутри”, то и куртку начнем рассматривать со стороны подкладки. Подкладка (если она вообще есть) современной куртки или брюк сделана из очень непростых материалов: хорошая подкладка дышит, старается не выпустить тепло от тела – отражает его внутрь, а вот влагу отводит к наружному слою ткани. В зависимости от предпочтений, можно выбрать куртку с подкладкой из сетки, гладкой тонкой ткани, мягкого флиса… У каждой из таких тканей есть свои особенности: сетка лучше дышит и отводит воду, одежду с гладкой тканью легче надевать и снимать, она легко скользит по подстилающему слою флисовой одежды, а подкладка из флиса – дополнительный утепляющий слой. А современная куртка из трехслойной мембранной ткани вообще не нуждается в подкладке. Выбирайте, исходя из условий катания и личных предпочтений.

Утеплитель. Традиционно лучшим материалом по способности не пропускать тепло, является… вакуум. Вспомните термос, в котором воздух откачан из промежутка между двумя колбами — внутренней и наружной. По этому же принципу строится пуховка, набитая легким и объемным гусиным, утиным или гагачьим (в самых дорогих моделях) пухом. Однако пух впитывает влагу, после этого сваливается в плотные комья, перестает согревать и высушить его непросто. Именно поэтому в большинстве моделей одежды используется не пух, а его синтетическое подобие — Thinsulate и аналогичные материалы. Эти материалы не сбивается в комки, чем очень выгодно отличается и от пуха и от своего прародителя — синтепона. На утепление туловища (куртки, конечно) идет материал весом около 100 грамм на квадратный метр, на руки чуть тоньше — порядка 70 грамм, на ноги и того меньше – 30 … 40 грамм. Если рассмотреть Thinsulate и подобные ему материалы при помощи мощного увеличительного стекла, то будет видно, что нас действительно греет пустота: спиральки из тончайшего пластика пружинят и “распирают” друг друга, освобождая максимальный объем для воздуха. Мало этого! Каждая такая спиралька внутри пустая – она сделана не из проволочки, а из тончайшей трубочки, то есть тоже представляет собой своеобразный микротермос. Многие фирмы в качестве утеплителей используют различных “родственников” этого эталонного материала, но все они похожи друг на друга, и в большинстве случаев отличаются только названием.

Наружный материал должен обеспечить максимальную ветронепроницаемость, максимальную защиту от дождя и максимальную-же “выпускаемость паров” изнутри — то есть быть именно мембраной, своего рода клапаном. Уже несколько лет лидером среди материалов подобного типа является Gore-Tex, но это уже не один материал, а целое семейство различных тканей. И каждый сезон компания Du Pont, которая разработала и выпускает Gore-Tex, ухитряется придумать на его основе материал, превосходящий его по характеристикам в два-три раза – двухслойный, более легкий, более прочный, который также носит название Gore-Tex с различными дополнительными словами.

Эти материалы, как и другие современные мембранные ткани, различаются по следующим характеристикам:

— Вес. У наиболее прочных двухслойных материалов вес может достигать 500 грамм на кв. метр, а наиболее легкие однослойные весят немногим более 100 грамм на кв. метр. Чем в более экстремальных условиях вы планируете использовать одежду, тем прочнее и, соответственно – тяжелее должен быть материал, из которого она сделана.

— Влагостойкость. Характеризуется высотой водяного столба, давление которого ткань в состоянии выдержать в течение суток без промокания. Соответственно, чем выше этот показатель – тем лучше ткань удерживает воду. У наиболее высококачественных современных материалов этот параметр может достигать 30 метров, то есть 30000 мм. Легкие и недорогие ткани, из которых обычно шьется экономичная одежда для детей, как правило, характеризуются гораздо менее впечатляющей водостойкостью — порядка 1000 … 5000 мм. Нужно отметить, что ткань с величиной этого параметра 5000 мм обеспечит защиту от дождя, но если вы сядете  штанах из аткой ткани в лужу — чудес не ждите.

— Способность пропускать воздух. Измеряется в граммах воздуха, который ткань площадью 1 кв. метр способна пропустить сквозь себя в течении суток. Чем лучше ткань “дышит” — тем меньше внутри нее потеешь. У наиболее “хай-тековских” тканей этот параметр легко превышает 10000 грамм на кв. метр в сутки. Но не забудьте о том, что ветер – тоже воздух, и в том случае, если речь идет об одежде для катания в условиях сильных ветров, имеет смысл остановить свой выбор на менее дышащем материале.

Помимо основного материала в наружном слое одежды практически всегда используются и дополнительные: для светоотражающих вставок, кантов, декоративной отделки и усиления в местах с максимальными нагрузками или для защиты от истирания: на локтях и на плечах. Светоотражающие вставки обеспечат вашу безопасность во время прогулки вечером вдоль дороги с автомобильным движением, а канты сохранят форму одежды и позволят вам выглядеть достойно не только сразу же после того, как вы надели куртку на себя, но и после нескольких часов катания. А вот усиливающие накладки – вещь очень полезная, и прочные ткани, из которых такие накладки обычно изготавливаются, в последние годы содержат в своем составе даже кевларовые волокна. Производители считают действительно важным обеспечить отсутствие дырок на ваших локтях после пары падений на жесткий склон или на плечах – после переноски лыж со склона до автомобиля.

О конструктивных особенностях различных моделей – “примочках”.

Каждый брэнд насчитывает несколько линий одежды, наиболее часто — три: для экстремального катания вне трасс, катания в комфортных условиях ухоженных склонов и полупрогулочную – как для неспешного катания, так и для прогулок по курорту. И в каждой линии несколько моделей, отличающихся материалами и “примочками”, цветом, длиной, покроем, утеплителем… Но, может быть, все это – “от лукавого?” И достаточно самой простой куртки с капюшоном, одним внутренним карманом – для бумажника, и двумя боковыми – для рук или перчаток? Конечно, достаточно. Точно так же, как для спуска с горы вполне достаточно лыж с прикрученными шурупами кантами и кожаных ботинок на шнуровке. Но ведь мы катаемся на лыжах совсем не ради результата – достижения подножия горы, а ради самого процесса катания. (Помните знаменитый анекдот: “Поручик, вы детей любите? – Нет, но сам процесс…”). А значит, одежда должна быть настолько “навороченной”, насколько это может пригодиться именно вам во время катания. Пройдемся по куртке из средней ценовой категории — не самой дешевой, но и не самой дорогой, и посмотрим, что в ее конструкции пригодится, в какие моменты, а от чего можно и отказаться.

Проклеенные швы. Дождь или мокрый снег – пожалуй, катание в таких условиях не принесет большого удовольствия, но предусмотреть возможность попадания в непогоду зимой или весной необходимо. Любая одежда начинает промокать по швам, а значит, они должны быть проклеены. Это аксиома. В изделиях самых крутых фирм швы могут быть проклеены даже на подкладке, да и само понятие «шов» как-то потихоньку устаревает — ведь куски ткани просто склеивают, а не сшивают…
Капюшон, регулируемый в двух плоскостях, не мешающий обзору и в то же время защищающий от ветра и снега, прикрывающий горло, является абсолютно обязательным элементом современной куртки. Ведь ветер со снегом — не самая приятная, а главное, достаточно часто встречающаяся погода. Как правило, капюшон можно отстегнуть в теплый погожий день и оставить в отеле, чтобы облегчить куртку, а можно и убрать в воротник или специальное отделение под воротником, чтобы в случае необходимости его можно было в считанные секунды привести “в боевое положение”.

В последние годы в наиболее технологичных моделях курток можно встретить и ветро- и снегозащитную маску из лайкры – “балаклаву”, убираемую в специальный карман под воротником. Эта деталь сослужит свою службу в особенно ветреный и холодный день: вам уже не придется регулярно проверять, не отморозили ли вы щеки или нос на ветру.
Практически все производители внутреннюю сторону воротника теперь делают из флиса. Намного приятнее, чем из холодной и скользкой (или шершавой, что тоже малоприятно) мембранной ткани.

Анатомический крой рукава. Отличное изобретение: ведь руки у горнолыжника практически всегда полусогнуты: при катании, на подъемнике в кресле – почти всегда, на отдыхе за столиком в кафе, за рулем автомобиля… И не беспокойтесь о том, что такой крой может помешать – этого не произойдет. А вот если рукава куртки прямые – в ней абсолютно точно будет неудобно держать руки полусогнутыми при катании.

Отстегивающиеся рукава. Фактически, эта особенность конструкции куртки означает, что вы приобретаете две детали одежды сразу: в теплый весенний день ближе к полудню вам наверняка пригодится эта “примочка” — ведь кататься в жилете гораздо комфортнее, а если налетит туча и захочется утеплиться – рукава всегда с собой. Как правило, отстегнутые рукава можно положить в объемистый карман, пришитый изнутри к спинке куртки, что делает их незаметными для окружающих.

Еще одна деталь рукавов – манжеты. В некоторых моделях для дополнительной защиты от ветра или снега используются эластичные внутренние манжеты из лайкры, и практически во всех “нормальных” куртках вы встретите манжеты, регулируемые при помощи дополнительной застежки – кнопок, “липучки” велкро или молний. Такие манжеты – совершенно необходимая деталь, они позволяют вам подогнать рукава под свои запястья максимально точно, с учетом надетой одежды и модели часов.

Ветро – и снегозащитная юбка. Мало того, что эта деталь поможет вам остаться сухим после падения даже в глубоком снегу и защитит от пронизывающего ветра, в прошлом году некоторые производители начали снабжать юбку специальными застежками, которые позволят быстро объединить куртку с брюками в некоторое подобие комбинезона.
Эластичные шнуры с регуляторами длины по талии и по низу куртки обеспечат максимально комфортное катание и персональную подгонку по фигуре в зависимости от погоды, надетого дополнительного блузона или … от съеденной за обедом куриной ноги, запитой литром пива.

Практически обязательным элементом современной куртки “выше среднего” уровня стало наличие молний под рукавами для улучшения вентиляции. Беспокоиться относительно снижения теплоизоляционных качеств одежды из-за этой детали не стоит: как правило, в таких местах используются не только ветро- но и влагостойкие молнии, а конструкция этих отверстий обеспечивает дополнительную ветрозащиту. Во всяком случае, вы не раз воспользуетесь возможностью улучшения вентиляции в теплые дни, а расстегиваться “до пупа” и выглядеть небрежно уже не придется.

Карманы. Деталь, которая позволит создать максимально комфортное пространство, в котором вы будете существовать. Не нужно выбирать модель с максимальным количеством карманов, возьмите ту, в которой карманов ровно столько, сколько нужно именно вам. Некоторые из карманов являются обязательными, как, например – карман для ски-пасса на рукаве, позволяющий вам не лазить в бумажник или за пазуху каждый раз, когда вы подходите к подъемнику. Обязательными являются также карманы для рук – на молнии или без, с клапанами или без – выбирайте тот вариант, который ближе именно вам. Нелишним явится внутренний карман для бумажника, закрываемый на молнию или застежку велкро.

Даже в случае падения деньги и документы останутся при вас и, вдобавок, сухими. Если вы пользуетесь мобильным телефоном – его удобно будет доставать из специально для него предназначенного кармана, а в некоторых (наиболее дорогих) моделях одежды есть и отверстия для провода хэндз-фри, если вы даже на отдыхе не теряете связь с деловыми партнерами. Все реже можно встретить горнолыжников, которые во время отдыха носят очки “на лбу”. Несмотря на внушительный размер очков-масок, их легко можно будет убрать в специальный карман, выполненный из сетчатой или эластичной ткани. В холодные дни это не только позволит выглядеть более аккуратно, но и убережет очки от обмерзания. Кстати – в некоторых моделях в одном из нагрудных карманов предусмотрена и тряпочка из специального материала для протирки очков. А чтобы первое использование не оказалось последним – ведь ее так легко уронить с кресла подъемника – она “прикована” к куртке специальной веревочкой.

Для высококачественных брюк характерно меньшее количество всевозможных элементов и отличительных особенностей, обеспечивающих комфорт, и некоторые из этих элементов являются теми же, что и для куртки. Например, проклеенные швы или анатомические колени (как и локти) с накладками из прочной ткани. Да и система дополнительной вентиляции используется все чаще: расстегнул молнии, сидя в кресле подъемника, и “проветрился”, а на верхней станции снова застегнулся: и полезно, и комфортно. Молнии в нижней части брюк, облегчающие надевание их на голенище ботинок, регулируемые подтяжки и накладки из прочной ткани с внутренней стороны, там, где ботинки при ходьбе нет-нет, да задевают друг за друга давно стали обязательной принадлежностью практически всех моделей, кроме самых дешевых. Также давно и хорошо зарекомендовали себя и снегозащитные гетры, спасающие лыжников от снега, попадающего в штанины снизу. В отношении брюк на первое место имеет смысл поставить качество ткани и удобство кроя, а также проклеенные швы. Удобство кроя оценить можно уже в магазине при примерке – если на стул садиться неудобно, где-то тянет – откладывайте в сторону такие брюки немедленно. На склоне такая модель будет гораздо более неудобной, чем в теплом магазине. А вот качество ткани и герметичность швов вы оцените в день сильного снегопада, особенно весной, когда при виде шапки из мокрого снега, лежащей на приближающемся именно к вам кресле подъемника у вас не будет, как раньше, пробегать противная дрожь по тыльной нижней части спины…

И напоследок маленький совет: отправляйтесь за одеждой в фирменный магазин. В других местах это могут быть подделки. Не верите? Тогда расскажу о двух случаях. Случай первый. Прошедшей зимой встала задача приобретения куртки, вследствие чего был изучен рынок недалеко от ЗИЛ, на котором можно было увидеть массу одежды с самыми разнообразными ярлыками. Если вы согласны купить устаревшие модели не самых известных фирм, откровенные подделки, сшитые из низкокачественных материалов, самые дешевые и простые куртки, которые промокнут под первым мокрым снегом – тогда можно приодеться и здесь. Исключения есть, но это именно исключения – если повезет, вы натолкнетесь на одну или две качественные прошлогодние куртки, купленные продавцами на распродаже. Но для того, чтобы найти именно эту “настоящую” куртку, нужно быть хорошим специалистом по тканям, крою, деталям отделки данного конкретного бренда, в противном случае покупка будет вас радовать недолго. Даже заполонившая многие магазины одежда марки Columbia здесь или устаревшая (причем самых дешевых моделей, из хлопчатобумажных тканей) или поддельная. Случай второй. Крупный спортивный рынок в Северной части Москвы. Зимой 2003 — 2004 года здесь можно было увидеть абсолютно одинаковые — как братья-близнецы — куртки с вышитыми на груди логотипами самых известных фирм… Излишне упоминать о том, что ткани, из которых были сшиты эти подделки, не отличались высоким качеством.

Кстати: если уж вы решили купить самые дешевые подделки, поезжайте за город, на вещевые рынки в Пушкино, Домодедово… Соотношение цен следующее (одна и та же модель):

подмосковье — 2500р, рынок одежды в Москве — до 3000р, рынок у ЗИЛ — до 3500р, рынок «Экстрим» — до 4000р.

Но потом не жалуйтесь на качество или развалившийся шов.

«По уму» — одежда должна быть хорошей, настоящей, качественной, и покупать ее надо в тех местах, где приобретение подделки абсолютно исключено. Тогда и свой отпуск, проведенный в горах, вы будете вспоминать с удовольствием, даже если погода была “не очень” — ведь, как известно, нет плохой погоды – есть плохая одежда.

Георгий Дубенецкий 2003

Оставьте комментарий