Куда ставить-то?

21. января 2009 | От | Категория: Крепления

Или сдвиг креплений и поведение лыжи

Как же заманчиво иметь одну пару лыж на все случаи жизни! И для жесткого, леденистого снега и для мягкого свежевыпавшего пуха, и для внетрассового катания в о-о-очень крутых узких кулуарах и для скоростного карвинга на относительно пологих, заглаженных широких склонах. Производители лыж пытаются сделать невозможное, совмещая в одной паре лыж стабильность на скорости и легкую управляемость, стараясь запрячь в одну упряжку «…коня и трепетную лань…». Но, как правило, усилия их тщетны. То есть, более или менее универсальные лыжи созданы, но все-таки именно «более или менее»: с жесткой леденистой трассы или могульного «бугрятника» без смены лыж в глубокую мягкую целину слишком торопиться не имеет смысла. «А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо…» Но можно попытаться еще немного улучшить поведение лыжи на краях ее рабочего диапазона. Не расширить границы применимости, а именно еще немного приблизить поведение лыж в данных конкретных условиях к оптимальному.

При разработке лыжи конструкторы рассчитывают «идеальное» положение середины подошвы ботинка (изредка — носка ботинка). Установка креплений в расчетном месте обеспечивает оптимально-усредненное соотношение таких параметров поведения лыжи, как стабильность и управляемость. Давно известно, что при смещении места установки крепления немного назад результатом является следующее: увеличивается стабильность ведения лыжи на высокой скорости, немного смягчается реакция лыжи на мелкие неровности склона, поведение лыж становится более спокойным. Это может прийтись по вкусу любителям скоростного карвинга. Помимо этого, при катании по целине, лыжи со смещенным назад ботинком всплывают на несколько меньшей скорости за счет увеличения площади поверхности лыжи перед ботинком и уменьшения площади за ним. При смещении ботинка вперед, ближе к носку лыжи, повышается управляемость в ущерб стабильности, что делает лыжу более склонной к коротким поворотам, лыжа становится несколько более «нервной». Так же за счет увеличения длины пяточной части лыжи улучшается стабильность лыжи при приземлении после прыжка, что может оказаться весьма полезным для любителей невысоких полетов. Имеет смысл вспомнить и то, что если «лыжи унисекс» куплены для женщины, смещение ботинка вперед в подавляющем большинстве случаев рекомендуется производителем. Значит, у каждого из нас есть возможность немного точнее «подогнать» свои лыжи под условия катания и свои запросы посредством выбора места установки креплений.

Но ведь не будешь сверлить новый комплект из 16 отверстий в своих лыжах только для того, чтобы поэкспериментировать с поведением лыж, да и снимать крепления и прикручивать их на новое место тоже, мягко говоря, «на любителя». Но производители креплений пошли навстречу любителям экспериментов, внеся посильную лепту в дело максимального расширения «своего поля игры» комплекта лыжи-крепления.

Существуют модели креплений с предусмотренными разработчиками различными вариантами смещения положения ботинка вперед и назад относительно рекомендованного конструкторами лыжи положения.

Небольшой эксперимент с креплениями подобной системы показал, что налицо еще одна особенность поведения лыж: при сдвиге креплений вперед для ведения дуги поворота с контролируемым проскальзыванием приходится прикладывать несколько больше усилий по контролю лыжи, чем в том случае, если крепления установлены на «штатном» месте. Но гораздо интереснее оказалось то, что при смещении креплений немного ближе к носку лыжи, она гораздо менее охотно входила в резаную дугу поворота и при малейшей возможности срывалась с нее! Таким образом, тем, кто испытывает определенные трудности с резаным ведением лыж, хотя выполняет все движения «по науке», можно попробовать изыскать возможность сдвинуть крепления к пятке лыжи примерно на 15 мм — именно такой сдвиг обеспечил заметную разницу в поведении лыжи. Надо отметить, что разница в поведении лыж была замечена опытными лыжниками различного уровня. Разницу уже при втором-третьем спуске ощутили как те, кто катается, используя в основном повороты с дозированным проскальзыванием, так и те, кто любит использовать резаное ведение лыж «по-любительски»: за счет формы бокового выреза лыжи, в минимальных пределах влияя на радиус дуги в процессе поворота.

Даже если производитель не оговаривает возможность регулировки положения ботинка специально, во многих случаях конструкция креплений для пунктов проката (на жаргоне — «рентальных», от английского rent — прокат) обеспечивает возможность регулировки смещения ботинка в передне-заднем направлении. Для этого достаточно вдумчивого подхода к регулировке положения сначала передней головки, в зависимости от конструкции креплений, а затем и пятки. На практике достаточно установить переднюю головку не на рекомендованное производителем место, а чуть вперед или назад, в зависимости от того, какое поведение лыжи вы хотите получить в результате эксперимента. Но в случае, если вам «в ноги» попали такие крепления, конструкция которых обеспечивает изменение положения носка и пятки «одним махом», то есть крутишь одну «рукоятку» и головки креплений разъезжаются или съезжаются синхронно, этого сделать не удастся. Ну а если вы обладатель «задней лапы» 47 размера, поэкспериментировать вообще не удастся — может попросту не хватит диапазона регулировки креплений.

Еще одно замечание: существует возможность приобрести комплект снаряжения высокого уровня, в то же время обеспечив себе возможность поэкспериментировать с положением ботинка, не становясь заложником «прокатных» креплений.  Присмотритесь к некоторым современным пластинам, продающимся отдельно от креплений. Многие из них имеют предварительно насверленные отверстия с нарезанной резьбой, которые позволяют переставить крепления на лыже, не поступаясь максимальным качеством выбранного комплекта.
Но начать, пожалуй, имеет смысл все-таки с рекомендованного положения: а вдруг понравится?

Георгий Дубенецкий

Оставьте комментарий