Крепления. Попытка анализа

21. января 2009 | От | Категория: Крепления

Горнолыжные крепления должны одновременно решать несколько взаимоисключающих задач: максимально четко фиксировать ботинок на лыже, в случае возникновения опасной для здоровья нагрузки мгновенно освободить ботинок, но вместе с тем предоставить ему определенную свободу, чтобы не вызывающая тревоги нагрузка не привела к срабатыванию механизма и дальнейшему свободному от лыж полету… Крепления должны быть максимально легкими, предельно прочными, они должны срабатывать под снегом и водой, после многочасовой эксплуатации с переменными нагрузками на морозе после ледяной ванны… И это еще не все! Ботинок, установленный в крепления, закрепощает среднюю часть лыжи, в результате та в повороте прогибается совсем не по идеальной кривой, которую задумали разработчики, и не работает, как должна. А если в конструкцию креплений не включены специальные механизмы, компенсирующие сближение пятки и передней головки при сильном сгибании лыжи, они могут раскрыться  совсем не вовремя.
И как же создать такое устройство, в котором бы идеально выполнялись все эти задачи?

А никак. Да и незачем. Ведь нагрузки, которым крепления подвергаются во время спортивных соревнований «в ногах» здоровенных мужиков и те, которые могут им причинить субтильные барышни, вставшие на лыжи впервые, несравнимы ни по величине, ни ни по времени действия… Поэтому производители поступают проще: выпускают крепления нескольких классов, рассчитанные на определенные направления срабатывания и диапазоны усилий. Конструкция различных моделей может включать в себя систему, освобождающую лыжу от влияния ботинка, зажатого в крепления, а также может предусматривать возможность быстрой регулировки под различный размер ботинка. Но об этом – чуть позже.

Брэнды
Начнем знакомство с перечисления производителей, продукция которых наиболее популярна в горнолыжном мире. Самыми известными компаниями, которые выпускают крепления для горнолыжников, являются Atomic, Marker, Rossignol, Salomon и Tyrolia. При этом каждая из компаний выпускает свои крепления и для других лыжных фирм. Крепления Atomic устанавливают на лыжи Dynamic и Volant, Marker выпускает различные модификации креплений для продажи в комплекте с лыжами Blizzard, K2, Kneissl, Nordica и Volkl. На основе общей базовой конструкции выпускаются крепления Rossignol и Look, а Tyrolia производит крепления для Elan и Fischer.

Несколько лет назад на рынок креплений вышла и итальянская компания Vist – моделями (базовых — всего 4), различающимися цветом пластика и надписями, комплектуются лыжи Bogner и Indigo, Movement, Stradivarius и Zweydingers, а редко встречающиеся модели Fritchi рассчитаны, в основном, на поклонников ски-тура.

Каким креплениям отдать предпочтение? Все очень просто: сейчас все ведущие производители лыж в каталогах помещают подробные рекомендации, какие именно крепления использовать в комплекте с конкретными моделями лыж. Так что консультант в магазине вам все поможет подобрать так, чтобы комплект был сбалансирован со всех точек зрения – и по конструкции, и по цене, и по усилию срабатывания, и по дизайну.

Усилие срабатывания
Усилие срабатывания креплений устанавливается регулировочными винтами. Оно измеряется в стандартных единицах DIN. На головке креплений — шкала винтовой нагрузки, то есть нагрузки на ваши ноги при боковом и диагональном усилии, да и усилие вертикального срабатывания носка определяется этой же шкалой, на пятке – шкала усилия срабатывания при падении вперёд или вперед-вбок. Настроить усилие срабатывания лучше всего с помощью ски-мастера. Если такового рядом не окажется, можно воспользоваться проверенной на практике примерной схемой. Разделите свой вес на 10, и отнимите 20%. Начинающим и пожилым лыжникам — 30%. Опытным лыжникам — 10%, а некоторые и еще сильнее закручивают регулировочные винты. Установите эту цифру на всех четырёх шкалах, с этого можно начинать. Если окажется мало — быстро поймёте. Если вы теряете лыжи при нормальном катании, добавляйте усилие по 1/4 — 1/3 деления. В начале сезона, на тяжёлом сыром снегу, если вы не в форме, стоит дополнительно ослабить всё регулировочные винты на 10-20%. Затяжкой 10 DIN и более стоит пользоваться только тем, кто хорошо знает что делает. В настоящее время и в России стала доступна услуга по проверке усилия срабатывания креплений на специальном стенде. Если крепления не новые — имеет смысл проверить, насколько установленное усилие соответствует паспортному — ног то у нас всего две…

Необходимое вам усилие срабатывания должно располагаться близко к середине шкалы. Например, если ваше усилие срабатывания – «6», вам отлично подойдут крепления со шкалой от 3 до 9, если «8 – 9», то лучше купить крепления со шкалой от 5 до 12 или 14.
Помните, что надёжная работа креплений в соответствии с установленным усилием — основа вашей безопасности.

Платформы
В каждой группе креплений (за исключением, пожалуй, самый простых и недорогих моделей) можно встретить модели с раздельными головками и те, у которых носок и пятка смонтированы на единой платформе. Платформы используются для достижения трех различных целей (а также их сочетания) и, соответственно, принципиально различаются по своей конструкции. Наиболее простые платформы используются для того, чтобы просто приподнять крепление над лыжей, такие платформы иногда называются лифтерами, карвинговыми пластинами или платами и т.д. Такой подъем креплений преследует единственную цель: устранить касание ботинка снега при сильной закантовке в карвинговом повороте. Примеры – Fischer Carve Concept, Rossignol X-Plate, Salomon Carving Plate, Tyrolia Carve Plate…

В креплениях старших групп – экспертных и спортивных моделях, используются платформы, имеющие намного более сложную конструкцию, в которую включены системы амортизации, рычаги и пружины. Основная цель, которую преследуют конструкторы при создании таких систем –обеспечить надежную фиксацию ботинка при экстремальном прогибе лыжи, когда не оснащенное подобной системой крепление уже сработает. С другой стороны, такие платформы позволяют освободить лыжу от влияния установленного в крепления ботинка и позволить ей прогибаться свободно, по дуге, рассчитанной конструкторами лыжи. Таковы, например, системы Tyrolia Free Flex, Vist World Cup Air… В конструкцию некоторых платформ включены и амортизаторы, которые снижают риск несвоевременного срабатывания креплений при короткой и резкой нагрузке, а помимо этого такие демпфирующие системы уменьшают негативный эффект вибраций при движении по жесткому склону на высокой скорости и смягчают удары при приземлении после прыжка.

Присмотритесь к современным пластинам, продающимся отдельно от креплений. Многие из них имеют предварительно насверленные отверстия с нарезанной резьбой, которые позволяют переставить крепления на лыже, не поступаясь максимальным качеством выбранного комплекта и не занимаясь сверлением нового комплекта отверстий в неновой лыже.

В последние годы раздельные крепления постепенно вытесняются из сектора наиболее массовых моделей системами лыжа-крепление, в которых применяется платформа третьего типа: не только гарантирующая свободный прогиб лыжи, но и обеспечивающая регулировку крепления под любой размер ботинка. Такие платформы имеют самую различную конструкцию, но общее у них одно: на лыжу установлено основание с рельсами, по которым свободно скользят передняя и задняя головки крепления, соединенные планкой с механизмом регулировки по длине подошвы ботинка. Примеры таких систем — Atomic Full Flex, Fischer и Tyrolia RailFlex, Marker IBC и Motion.

Несколько иную конструкцию имеют крепления Salomon Pilot, у которых платформа крепится к лыже при помощи поперечных осей, проходящих сквозь тело лыжи. В лыже на этапе изготовления устанавливаются специальные элементы (упрощенно — 2 трубки, одна под носком ботинка, вторая под пяткой), к которым крепятся специально разработанные крепления, позволяющие лыже свободно прогибаться при повороте. При прогибе лыжи демпфирующие элементы специальной формы, расположенные под носком и пяточной частью креплений во-первых амортизируют удары, а во-вторых позволяют лыже прогибаться практически свободно — ботинок не закрепощает центральную часть лыжи.
А компания Vist, к примеру, выпускает систему, состоящую из установленной на лыжу пластины с демпфирующими элементами и множеством отверстий, и креплений, которые устанавливаются на эту пластину при помощи штырей с системой фиксации.
Почти все такие системы, помимо регулировки размера в широких пределах, позволяют и сдвигать ботинок вперед и назад относительно рекомендованного положения, а это обеспечивает и изменение поведения лыжи. При разработке лыжи конструкторы рассчитывают «идеальное» положение середины подошвы ботинка (изредка — носка ботинка). Установка креплений в расчетном месте обеспечивает оптимальное соотношение таких параметров поведения лыжи, как стабильность и управляемость. Давно известно, что при смещении места установки крепления немного назад увеличивается стабильность ведения лыжи на высокой скорости, несколько смягчается реакция лыжи на мелкие неровности склона, поведение лыж становится более спокойным. Это может прийтись по вкусу любителям скоростного карвинга. Помимо этого, при катании по целине, лыжи со смещенным назад ботинком всплывают на несколько меньшей скорости за счет увеличения площади поверхности лыжи перед ботинком и уменьшения площади за ним. При смещении ботинка вперед, ближе к носку лыжи, повышается управляемость в ущерб стабильности, что делает лыжу более склонной к коротким поворотам, лыжа становится несколько более «нервной». Так же за счет увеличения длины пяточной части лыжи улучшается стабильность лыжи при приземлении после прыжка, что может оказаться весьма полезным для любителей полетов. Имеет смысл вспомнить и то, что если обычная модель лыж куплена для женщины, смещение ботинка вперед в подавляющем большинстве случаев рекомендуется производителем. Значит, у каждого из нас есть возможность немного точнее подогнать свои лыжи под условия катания и свои запросы посредством сдвига ботинка вперед или назад.
Удобно? Безусловно, но за удобство надо платить: стоимость моделей с системой Railflex (к примеру, Fischer FX 12) более чем вдвое превышает стоимость аналогичной безрельсовой модели.

Прижим в переднем направлении
Необходимо иметь в виду, что усилие срабатывания механизма может заметно меняться в зависимости от усилия прижима ботинка к передней головке креплений, поэтому будьте внимательны, и если не уверены в том, что ваши крепления отрегулированы правильно, лучше обратитесь в мастерскую или пункт проката за консультацией. Для правильной работы креплений ботинок должен быть прижат к головке и пятке с определённым усилием. Это усилие обычно довольно просто отрегулировать с помощью ступенчатого фиксатора или винта, расположенного на пяточной части крепления, под винтом установки усилия срабатывания. Достаточно один раз посмотреть, как это делает мастер в мастерской, и вы сами можете подгонять крепления под ботинки разных размеров. Многие модели имеют простой индикатор прижима в виде метки, которая должна попасть в окошко при установленном ботинке. Если такого индикатора нет, нужно отрегулировать положение пятки креплений так, чтобы пятка ботинка вставала на педаль раскрытого задника, касаясь той его части, которая упирается в подошву сзади (конечно, при этом носок ботинка должен быть вставлен в переднюю головку креплений).

Эластичность
Многие горнолыжники наверняка сталкивались с неприятным моментом, когда при возникновении кратковременной нагрузки, не ведущей к травме — внезапного наезда на бугор, попадания в колею, которую выкапывают спортсмены вокруг слаломных вешек, крепление срабатывает, высвобождая ботинок. Да и для фрирайдеров, которые любят кататься зачастую по непредсказуемой поверхности, кратковременны, внезапные нагрузки, не ведущие к травмам — обычное дело. Для предотвращения несанкционированных срабатываний при возникновении подобных моментов во всех креплениях механизм сконструирован таким образом, чтобы обеспечить некоторую эластичность.

Благодаря этой особенности передняя головка крепления допускает боковое смещение носка ботинка в горизонтальной плоскости до 45 мм, а пятка — смещение вверх до 25 мм без срабатывания (данные Rossignol). Крепление как бы приоткрывается, реагируя на кратковременную ударную нагрузку или выжидая, не прекратится ли действие медленной нагрузки. Следует отметить, что это не люфт деталей, а именно рассчитанная конструкторами особенность механизма. Если нагрузка возрастает, что может привести к травме, крепление открывается полностью, мгновенно освобождая ботинок. Но если кратковременная нагрузка исчезает, то крепление захлопывается обратно, ставя ботинок на место. Эластичность повышает безопасность горнолыжника: благодаря этому свойству исключаются падения, вызванные несвоевременным срабатыванием креплений.

Группы креплений
Каждый производитель креплений выпускает широкую гамму моделей. Ряд марок (Atomic, а в последние годы и Vist) в своих каталогах приводит всего три-четыре модели с небольшими модификациями, справедливо полагая, что такой подход существенно облегчает проблему выбора для тех, кто хочет приобрести крепления именно этой марки. Но специализированные компании, стремясь к «всеобъемлющему охвату всех секторов рынка» — Marker, Rossignol, Salomon и Tyrolia, предлагают покупателям довольно широкий ассортимент моделей, в некоторых случаях количество моделей и их модификаций в коллекции производителя может достигать и двадцати. Для облегчения выбора каждая производящая крепления компания разделяет свою коллекцию на несколько целевых групп, в общем случае таких групп три или четыре для взрослых и еще одна группа — крепления для детей и юниоров. Рассмотрим подробнее эти группы, учитывая то, что все названия групп достаточно условны, выбраны в качестве ориентировочных и не вполне соответствуют разделению и названиям производителей.

Экономичные и легкие модели
Эти крепления предназначены для начинающих и наиболее массового сектора горнолыжников: тех, кто катается для отдыха, и рассматривает горные лыжи как пресловутый «комплекс мероприятий», в котором собственно катание занимает иногда далеко не первое по важности место. Среди потребителей — делающие свои первые шаги на горных лыжах взрослые, которые, во-первых, еще не уверены, что этот спорт им придется по нраву, а во-вторых, не желают тратить лишние деньги на такое малопонятное устройство, как крепления. Иногда и те, кто катается довольно давно, но не набирает высокой скорости, также останавливает свой выбор на самых простых моделях.
Модели креплений, как правило, довольно простые по своей конструкции, выполнены из легких материалов, но не в ущерб надежности срабатывания: просто лыжники этой категории стараются не выходить на нераскатанные склоны, бугры или спортивные леденистые трассы. При разработке креплений этой группы обязательно учитывается и такая важная деталь, как преимущественное направления падения: назад или назад-вбок. Ведь начинающие лыжники часто садятся назад просто от страха, когда их «разносит», при этом возникает наиболее опасная нагрузка на ногу — винтовая. При такой нагрузке передняя головка креплений должна освобождать носок ботинка вбок и вбок-вверх. Винтовые (скручивающие) нагрузки осложняются давлением ботинка на переднюю головку вниз или вверх, вибрациями, они могут быть резкими или плавными. Губки передней головки крепления действуют независимо друг от друга и срабатывают (высвобождают ботинок) при падениях в любую сторону (в секторе 180 градусов). Кроме того, высвобождению ботинка при аварийном срабатывании крепления помогают специальные скользящие пластины под носком. Снизить винтовую нагрузку на ногу при таких сложных падениях непросто, именно на это в основном направлены усилия конструкторов креплений и … ваши деньги. Второе необходимое направление срабатывания — освобождение пятки ботинка при падениях вперёд. Безопасность при таком падении надёжно обеспечивается конструкцией всех современных моделей креплений.
Узнать простые модели довольно просто: усилие срабатывания редко достигает величины DIN 11, в подавляющем большинстве таких креплений используется жестко закрепленная скользкая пластина, а не более сложный антифрикционная механизм, большое количество деталей сделано из пластмассы, пятка креплений срабатывает только вверх, диагональное срабатывание пятки – это прерогатива моделей более высокого класса. Портрет креплений этих самых младших моделей в коллекции любого производителя останется неполным, если не упомянуть широкий выбор цветов. Правда, сейчас уже все производители выпускают свои коллекции креплений так, чтобы те максимально точно соответствовали расцветкам лыж, и это относится не только к самым легким моделям: базовая модель, зачастую достаточно высокого уровня, остается неизменной, а массу цветовых вариаций обеспечивают съемные накладки.

Модели для средних скоростей и нагрузок
Следующая группа креплений — комфортные (или — для продолжающих) — адресована тем, кто к катанию на горных лыжах относится именно как к отдыху, но снаряжение уже приобретает не самое простое. Также эта группа ориентирована на любителей, которые катаются очень хорошо, но еще не стали настоящими экспертами, и поэтому еще могут немного сэкономить на снаряжении. Крепления этой группы выполнены из легких материалов, имеют относительно простую конструкцию (опять-таки, не в ущерб надежности!). Хорошее сочетание комфорта, цены и качества делает крепления этой группы наиболее привлекательными для подавляющего большинства лыжников. Передняя головка креплений и этой группы у всех производителей имеет автоматические регулировки высоты и ширины носка ботинка, что облегчает эксплуатацию. Иногда в конструкцию креплений этой группы включаются различные демпфирующие элементы. Такие модели креплений позволяют освобождать и носок и пятку ботинка вверх под любым углом, то есть в секторе 180 градусов. Эта функция может очень пригодиться при полётах и кувыркании в рыхлом снегу, да и на жесткой леденистой трассе лучше, чтобы лыжи вовремя отлетели в сторону независимо от направления нагрузки. Как правило, цифры на шкале усилий срабатывания таких моделей достигают DIN 11-12 (в женских моделях – до 10), антифрикционную пластину заменяет более сложный механизм, а блестящую недорогую пластмассу вытесняет более прочный и менее подверженный царапинам материал. В этой группе моделей используются различные системы регулировки размера в соответствии с подошвой ботинка, а компания Salomon применяет механизм регулировки губок передней головки для точной установки высоты носка ботинка.

Модели для экспертов, райдеров и спортсменов
Материалы в этих моделях становятся еще прочнее: шире применяются титан, алюминий и магний. Даже внутри облегченных пластиковых креплений скрывается мощный стальной конструктив, становятся мощнее пружины, шкалы усилий срабатывания доходят до DIN 14, используются ски-стопы различной ширины, которые обеспечивают возможность установки таких креплений на широкие лыжи для внетрассового катания. В конструкцию некоторых моделей входят виброгасящие вставки, фильтры и подушки. В этой группе все компании выделяют самую старшую и самую мощную подгруппу — Racing или Race — крепления для соревнований. От основной массы креплений этой группы они могут отличаться меньшей высотой над поверхностью лыжи (в соответствии со стандартами FIS), большим весом (больше металлических деталей), большей прочностью и отсутствием систем изменения жесткости средней части лыжи в тех случаях, когда такие системы предлагаются производителями. Практически все производители выпускают специализированные модели для фрирайда или карвинга, различающиеся высотой платформы или ее отсутствием, а также наличием или отсутствием амортизирующих элементов. Для этой группы также характерны цветовые вариации и различные по прочности покрытия поверхности материала.

Модель элита
В настоящее время выпускается единственная модель, которую необходимо поставить особняком: Atomic EBM (Electronic Binding Management). По своей конструкции эти крепления аналогичны распространенным креплениям Neox, отличие – в электронной системе контроля, благодаря которой лыжник может проверить показания и работоспособность снаряжения при помощи легко читаемых символов на дисплее (закрыто, установка усилия прижима вперед, установка усилия DIN, нужен сервис и сменить батарейку). В этой «модели будущего» реализована и автоматическая запись данных, которые могут быть использованы впоследствии для анализа критической ситуации. Нужно отметить, что поклонники «старой доброй механики» могут не волноваться: в случае выхода электроники из строя или если батарейка «сядет», крепления продолжают работать, как и обычные, так что аварийной ситуации не будет.

Детские модели
Выделяются в отдельную группу Junior (это название используется практически всеми производителями) крепления для детей и юниоров — миниатюрные, легкие и простые модели. Но и в этой — самой «младшей» группе креплений существует несколько подгрупп. Наиболее легкие, простые и маленькие модели рассчитаны на самых маленьких лыжников весом от 10 килограмм, такие крепления имеют диапазон регулировки усилий срабатывания от 0,5…0,75 до 2,5…4,5 DIN. Все технологии, используемые во взрослых креплениях, перенесены производителями и в детские, с той лишь разницей, что в креплениях для детей использованы более легкие материалы, в основном композитные, и, в минимальном количестве, легкие металлы. Такие крепления разработаны для использования совместно с самыми маленькими ботинками, и поэтому имеют меньшие размеры, в отличие от своих чуть более «старших» собратьев.
Такую же или немного более сложную конструкцию имеют крепления, ориентированные на юных лыжников весом от 20 до 60 килограмм, катающихся для своего удовольствия и не участвующих в соревнованиях. Диапазон регулировки усилий срабатывания таких креплений (в состав которых входит, как правило, интерфейсная пластина для юных любителей карвинга) от 2,5 до 7…8. Фактически это рассчитанные на меньшие нагрузки копии взрослых моделей, выполненные из облегченных материалов.
Самые сложные и наиболее дорогие модели в группе Junior предназначены для юных спортсменов весом от 30 — 35 килограмм. Крепления этой подгруппы, как правило, представляют собой немного облегченную версию модели, ориентированной на взрослых спортсменов, с соответствующими (менее мощными) пружинами.

Регулировка под различные ботинки
Установленные на лыжах крепления должны быть настроены под ваш ботинок. Диапазон настройки простых раздельных креплений, не приспособленных для регулировки под любой размер подошвы ботинка — не менее 24 мм, часто — 28-30 мм, есть модели с ходом пятки 40 мм. А что делать, если одной парой пользуется два человека с очень разной «задней лапой»? Проблему решают или модели с механизмом регулировки, обеспечивающим простую подгонку под любой размер ботинка, о которых речь шла выше, или, наконец, специальные модификации для прокатов (rental) которые очень быстро адаптируются под любую длину подошвы. Atomic выпускает серийные и прокатные крепления, которые различаются только механизмом регулировки – в серийных моделях для того, чтобы перенастроить крепления под другой размер ботинка приходится пользоваться отверткой, в прокатных – достаточно нажать на кнопку и передвинуть рычаг… Система Speed Point от Marker позволяет отрегулировать размер креплений одним поворотом регулятора, системы с быстрой и простой регулировкой используются и в креплениях Fischer и Tyrolia.
Существуют и упрощенные варианты – Rossignol, Tyrolia и Salomon в недорогих моделях используют перемещение только одной головки – передней или задней, однако для личного использования их приобретать не слишком целесообразно – ботинок смещается от расчетной зоны, и поведение лыжи становится некорректным. Еще одно отличие современных креплений, рассчитанных на использование в пунктах проката – электронный чип, который облегчает автоматизированный контроль за выдачей снаряжения и… обнаружение любителей чужих лыж – в турникетах установлены считывающие устройства, и если номер чипа занесен в стоп-лист, обладателем таких креплений быстро заинтересуется полиция…

Сочетание лыж и креплений различных производителей
Идеальный случай: крепления ставить на лыжи того же бренда. Дело в том, что в процессе разработки и производства фирма рассматривает связку «лыжа — крепление-ботинок» как единое целое и, соответственно подбирает материалы, форму платформы креплений и лыж, а вдобавок и дизайн ботинок так, чтобы они максимально дополняли друг друга и максимально хорошо взаимодействовали. Тестирование также проводится, учитывая работу комплекта в целом. При установке креплений на лыжи других производителей необходимо учитывать деление фирмой креплений по классам и соответственно — подбирать их к лыжам: фрирайдовые крепления — к лыжам для фрирайда, а женские крепления к лыжам для прекрасного пола. Учтите, что крепления, рассчитанные на использование совместно с определенными пластинами, нельзя смонтировать на лыжи фирм с предустановленными пластинами другого типа, все сказанное в этом абзаце относится только к продаваемым отдельно моделям креплений и лыж.

Уход и обслуживание
Крепления не любят грязь, песок и дорожную соль, поэтому перевозить их на верхнем багажнике автомобиля лучше в чехлах – те хоть постирать можно… А если уж возите без чехлов – мойте крепления после возвращения из такой поездки. Не стоит применять для мытья растворители, чистящие средства и горячую воду – в каждые крепления на фабрике закладывается запас смазки, которую вымывать совсем ни к чему. А вот холодной воды крепления не боятся. При аккуратном обращении крепления даже через 4-5 сезонов не нуждаются в смазке, а вообще могут прослужить более 15 лет.
Сцепляя лыжи ски-стопами для переноски, немного сдвиньте одну лыжу, сведите их скользячками вместе и аккуратно сдвигайте лыжи до зацепления, применяйте ремешки-липучки для связывания лыж — это продлит жизнь и скользящей поверхности лыж, и ски-стопам, и кантам.

Георгий Дубенецкий 2005

Оставьте комментарий