Скрюченный заповедник

19. января 2009 | От | Категория: Поездки

…А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки…
английская песенка

В ожидании обеда

В ожидании обеда

Строящийся современный аэровокзал в Минводах. Сверкающие гигантскими стеклами автосалоны крупнейших мировых марок. Красота! Отсюда начинается дорога в другой мир.

Поворот с трассы Ростов-Баку направо, если ехать из МинВод. Эту круговую развязку помнит каждый, кто бывал в Приэльбрусье – уж больно заметное местечко. Если метров через 300 после поворота остановиться недалеко от бетонного туалета без дверей, с прорубленной в нечистом бетонном полу дырой для падения человечьих выделений, то наверняка заметишь, что все окружающие просторы, сколько хватает глаз, заметены мусором. Его приносят сюда люди и ветер. Вдоль дорог мусора больше, полосой лежит. А вокруг, до самых поднимающихся из равнины в нескольких километрах предгорий Кавказа, он рассеян более или менее равномерно: пластиковые бутылки, пакеты и прочие варианты упаковки заполняют весь пейзаж. Ветер всему виной: он, именно он, растаскивает по просторам отходы. И бездверный туалет кажется неким центром этой странной планеты. Во всяком случае, за ним можно спрятаться-скрючиться от непрекращающегося ветра. Туристам сойдет, ведь другого все равно нет.

Отсюда до Приэльбрусья ровно 100 км. И чем ближе к этому легендарному для горнолыжников региону, тем больше встречается кривых заборов из подручного материала. Понятное дело: из хорошего материала забор делать дороже. Но все равно как-то кривовато. Скрюченно. Сойдет, ведь свою функцию выполняет. Не до дезигну.

Приэльбрусье. Все рукотворное, на что падает взгляд, за исключением некоторых новых дорогих отелей, скрюченно-кривовато. Заборы и сами дома, сараи и оконные рамы, болтающиеся ручки и с большим трудом регулируемые краны, разнообразные крышки унитазных бачков и косые двери. Убитый паркет и наидешевейшие шланги над косыми душевыми поддонами, вытертые ковровые куски, потеки на облупившемся потолке, кривые плинтусы и плитка, выложенная так, что больше напоминает барельеф «Баксанская долина, взгляд из космоса». Сойдет, все равно туристы приедут.

Изумительные сочетания цветов в том, что называется в других местах «интерьером», паленый коньяк в магазинах и столовское доперестроечное питание в кормопунктах тургостиниц. Жареная килька с перловкой на завтрак. Недостроенные отельчики с кривовато сложенными, неоштукатуренными еще стенами, с табличкой «мы открылись!». Сойдет, все равно кто-нибудь из туристов поселится.

Ветхие канатные дороги, на которых ежегодно происходит то, что в других местах назвали бы ЧП, с дежурящими на них канатчиками, готовыми обматерить любого туриста, который не так встал, не так сел или просто не так посмотрел, но с удовольствием кладущими в карман деньги обматеренных ими людей. Для туристов сойдет, ведь никто же не погиб и не подал иск.

Пьяный водитель за рулем раздолбанной шестерки, с трудом удерживающий машину на ночной дороге с кусками льда снизу и дождем сверху. Сойдет, ведь довез, не разбились.

Местные «искатели приключений», цепляющиеся к туристам. Обворованные квартиры и номера в гостиницах. Сойдет, все равно приедут новые.

«Выяснение отношений» туриста с гидом, сделавшим тому замечание ради безопасности этого самого туриста. Сойдет, до суда дело все равно не дойдет.

Спасатели, вынужденные бесплатно вытаскивать с необслуживаемых склонов незастрахованных и неопытных поломавшихся искателей адреналина, живущих с лозунгом «Где хочу – там катаюсь. Я в свободной стране! А спасатели меня ОБЯЗАНЫ спасать.» Сойдет, все равно вытащат.

Может быть, дело в окружающей кривизне-скрюченности? Из серии «деды жили-криво строили, отцы жили-криво строили, зачем нам что-то менять? И так нормально, для туристов сойдет». И действительно: не иссякает поток тех, кто несмотря ни на что едет именно сюда: за дикой природой, за настоящим райдом, за чистыми эмоциями. Очень жаль, что всем фанатам этих мест приходится совсем недешево оплачивать свой отдых в скрюченных условиях.

Дешево, но сердито? Вранье. Арифметика среднебюджетной недельной поездки в Приэльбрусье – порядка 20000 рублей. Можно и сэкономить, но мы говорим о среднебюджетной, а не максимально дешевой, поездке. Да и тех, кто едет сюда в автобусе или плацкартном вагоне и устраивается в частном секторе (не менее скрюченном по условиям) намного меньше, чем постояльцев крупных гостиниц.

И ровно тот же, если не скромнее, бюджет поездки в не требующий загранпаспорта украинский Буковель с проживанием в отличном новеньком и очень уютном отеле полноценных 2 + европейские звезды… Сэкономить, кстати, можно и здесь, и бюджет поездки снова не в пользу Приэльбрусья.

В Приэльбрусье есть новые частные отели и жить можно в них, раз уж такой привередливый? Конечно, но мы говорим о бюджете и проживании в средних для региона условиях. Да и выбор отелей и условий проживания в пресловутом Буковеле намного шире, как вниз, так и вверх.

Так что совсем недешево получается отдохнуть в Приэльбрусье. Даже если не брать в расчет то, что здесь работает единственная современная и безопасная канатка, обслуживающая единственную нормальную трассу, а в Буковеле 12 новехоньких канаток и два с лишним десятка разнообразных трасс. И все это в глухом горном регионе, где еще несколько лет назад мало кто из жителей держал в руках купюру в 100 гривен (500 рублей). Да и трассы там ухожены, но это уже на любителя.

На Чегет едут за фрирайдом? Реальных райдеров в Приэльбрусье приезжает максимум 10%, а то и 5% от общего числа скрюченно-отдыхающих. Остальным 95% наверняка будет намного комфортнее кататься на хорошо отратраченных склонах, и это подтверждает «муравейник» на выглаженном выкате Азау.

Наверняка среди тех, кто прочитает эти строки, найдутся и такие, кто завизжит: «Ну и нечего туда ездить, раз не нравится! А нас все устраивает, Чегет это супер место, и чем меньше будет приезжать сюда таких нытиков, тем нам, кто его любит, будет лучше!» Знакомая песня. Подобные отзывы тех, кто лично еще не сталкивался с хамством, ограблением, избиением, ЧП на канатке, читаешь каждый раз, когда пишешь правду о Горе Ч. Точнее, не Горе, а о том совке, который является ее постоянным спутником. Может быть, дело в возрасте? Когда мы были молодыми, нам было все равно где спать, что пить и как кататься. Но это было в «совке».

И до тех пор, пока мы будем старательно молчать о том, что плохо, а таких «защитников» будет много, все эти «апологеты заповедной Горы Ч.» будут жрать то, что дают в турбазовской столовой, спать на разваливающейся мебели, списанной еще в прошлом веке, бороться с кранами и унитазами, пытаться закрыть болтающиеся двери и затыкать одеждой щели в окнах, любоваться в полумраке кроваво-коричневого санузла кривой и горбатой плиткой «контрастного цвета», просыпаться в 7 утра от звона собираемых уборщицей пустых бутылок, рисковать попасть в аварию по вине пьяного водителя, падать вместе с вагончиком или креслом опаснейших в мире канатных дорог, уворачиваться от неуправляемого снаряда из обоймы отдыхающих, вдыхать вместо горного воздуха вонь горящей помойки, терпеть хамство и грубость и на отдыхе стараться «жить по определенным правилам, которые ЗДЕСЬ нужно выполнять, если не хочешь проблем»…

И все это за свои собственные деньги, совсем не малые. И все это вместо того, чтобы спокойно наслаждаться красивейшей природой, полноценным отдыхом и катанием. Удачи вам, защитники заповедного «совка», продолжайте молчать. Каждый выбирает по себе. Скрюченным и так сойдет.

P.S. Авария канатки на Эльбрусе — второй случай за год. По отрывочным сведениям, очередной случай произошел в ночь с 6 на 7 января 2009. В это время один вагончик должен быть на верхней станции, другой — на нижней. Раз он оказался посередине — значит, ночью весело отмечали православное рождество. Но слава богу, что это веселье закончилось только покореженным железом. Источник — go-elbrus.com. Аварии на старых вагончиках, которые уже давно отслужили свой срок, происходят довольно регулярно, но все это стараются скрыть от общественности. В марте 2008 года вагончик не затормозил и на «крейсерской» скорости въехал вместе с пассажирами в станцию. Вылетели все стекла, люди получили травмы — кому лицо стеклами порезало, кто-то отделался ушибами, кто — переломами ребер. Естественно, все «спустили на тормозах». В этом году еще и цены подняли — «единый» вне праздников стоит теперь 850 рублей, но об этом уже много написано. Вот интересно, что еще должно произойти, чтобы ситуация в Приэльбрусье поменялась кардинально, а не на уровня строительства отдельных отельчиков и отелей? Этот долбаный вагончик, набитый руководством, должен упасть (не дай Бог)???

Георгий Дубенецкий
Март 2008

Tags: , , , , , , , , , , , ,

Оставьте комментарий