Atomic 2008, Новинки в лыжах интервью с разработчиком

19. января 2009 | От | Категория: Отзывы и обзоры

Интервью с Helge Gutzlaff, менеджером по лыжам Atomic

В чем идея и в чем новизна линии лыж Nomad?

Как вы знаете, у Atomic есть отлично себя зарекомендовавшая технология B5, которая фактически является своеобразной визитной карточкой основного направления, наглядной иллюстрацией идеологии нашей компании: лыжи должны обладать отличными рабочими характеристиками, при этом не становясь громоздкими или слишком тяжелыми. В моделях для подготовленных трасс эта технология проверена и прекрасно работает. Но что делать тем, кто катается не только по гладким трассам? И теперь у нас появились Nomad – на мой взгляд, это направление – будущее универсальных лыж. Например, лыжи Nomad Blackeye, несмотря на талию шириной 79 мм, на трассе работают так же четко, как и лучшие модели для карвинга. Именно эта модель мне из линии Nomad нравится больше всего. Естественно, слаломные модели « в умелых ногах» на ледяном склоне проявят лучшую цепкость, чем широкие модели. Однако дело в том, подавляющее большинство любителей просто не обладают такими физическими кондициями и техникой, которые требуются для использования характеристик слаломных моделей, и даже для того, чтобы их в достаточной мере загрузить. Поэтому более широкие модели – это будущее лыж для опытных лыжников.

А почему ваша любимая модель Blackeye, а не Crimson с талией 86 мм?

На самом деле, конечно же, это зависит от того, на каком курорте вы катаетесь. Если мы говорим о больших горах и большом снеге – например о трассах Красной Поляны, это Crimson. Если кататься на небольших склонах – легкая Highnoon с шириной «всего» 76 мм. Но моя самая любимая – Blackeye, с моей точки зрения, именно эта модель обладает наивысшим потенциалом.

Расскажите, пожалуйста, о технологиях линии Nomad. Это ведь дальнейшее развитие нанотехнологий, использованных в линии Izor?

Не только нанотехнологий, но и идеологию Beta. Мы хотели создать конструкцию, которая бы обладала лучшими качествами Beta – технологий, но не была столь агрессивной. Задача заключалась в том, чтобы сделать более широкую и мягкую лыжу без потерь в динамике, да еще с хорошей хваткой кантов и высокой торсионной жесткостью. Начали мы с того, что сделали вырезы в верхнем листе. Причем вырезы сделаны перед и позади зоны монтажа креплений, поскольку эту зону нужно сохранить жесткой: именно она наиболее важна для обеспечения цепкости кантов и распределения давления, а вот носок и пятку необходимо сделать мягче. Однако известно, что если сделать лыжу мягче, автоматически снижаются и ее рабочие характеристики, и лыжа становится легко управляемой, лучше подходящей для лыжника с небольшим опытом катания: она легко начинает проскальзывание и без усилий начинает поворот.

Но ведь и торсионная жесткость тоже снижается?

Конечно, как только эти вырезы были сделаны, снизилась и продольная и торсионная жесткость. Для повышения торсионной жесткости мы поместили в вырезы эластомер, который обеспечил лыже стабильность, сохранив ее мягкость. Но эластомер обладает исключительным свойством: он стремится восстановить свои исходные размеры. Чем сильнее лыжа сгибается, тем сильнее эластомер стремится восстановить первоначальный размер. Благодаря этому на малой скорости, когда прогиб лыжи небольшой и усилия, которые мы прикладываем, тоже небольшие, она мягкая и легко управляется, но с ростом скорости и нагрузок на лыжу она становится все жестче. Рабочие характеристики лыжи с ростом скорости улучшаются – вот для чего нужен эластомер.

Но что происходит с кривой прогиба? Она остается равномерной, несмотря на вырезы в верхнем листе?

Хороший вопрос! Похоже, пришло время углубиться в детали. Если посмотрите на зоны вблизи креплений, то увидите некий переход. Здесь начинаются дополнительные слои алюминия, которые и обеспечивает плавную линию сгиба по всей длине лыжи. Если бы этого листа не было, лыжа бы сгибалась не по дуге, а уступами.

А с прочностью в зоне начала этого слоя проблем не возникало? Ведь известно, что зоны в области установки креплений являются очень критичными с точки зрения прочности лыжи?

Нет, поскольку конструкция лыжи в зоне монтажа креплений очень прочная. Единственная проблема – в дизайне: переход остался чуть заметен, несмотря на все наши усилия. Но это единственная проблема.

Каково ваше мнение об идее, заложенной в лыжи Rossignol Mutix или Volkl Tigershark – создание лыжи, характер которой можно изменять в зависимости от условий катания?

Создание лыж, характеристики которых изменяются в зависимости от условий их эксплуатации – основная цель ведущих производителей. К этой цели ведут два пути: первый более очевидный, он подразумевает использование механических переключателей, изменяющих параметры лыжи. Мы в Atomic считаем, что будущее – в использовании конструкций подобных Beta 5, нанотехнологий, эластомеров – «умных» материалов, то есть наша цель заключается в создании лыжи, поведение которой будет изменяться без участия лыжника, она сама будет подстраиваться под различные условия катания.

Думаю, что если говорить о конструкциях, требующих вмешательства лыжника, то смена рычагов это не та операция, которую будешь выполнять всякий раз, как крутизна или состояние склонов меняется – это просто слишком некомфортно. А если катаешься в часто меняющихся условиях, то и часто останавливаться для того, чтобы дотянуться до переключателя и изменить жесткость лыжи, тоже не будешь, это тоже будет не слишком комфортно и быстро надоест. Возможно, в будущем лыжник сможет менять жесткость или даже геометрию лыжи, управляя этим процессом с наручных часов или при помощи кнопок, расположенных на рукоятке палки – почему нет?

Вернемся к Nomad. Вы ничего не сказали об использовании нанотехнологий: они продолжают играть весомую роль в конструкции и этой линии лыжи?

Нанотехнологии в новой линии лыж играют очень важную роль в обеспечении стабильности скольжения лыжи. Мы снизили жесткость лыжи при помощи вырезов, заполнили их эластомером для изменения реакции лыжи в зависимости от уровня нагрузок, разместили слой алюминия для обеспечения равномерной линии прогиба, а вдоль всей лыжи проложили тонкий узкий слой материала, полученного с использованием нанотехнологий. Этот материал очень прочен, и такое решение помогло при небольшом весе всей конструкции обеспечить необходимую продольную жесткость и соответственно – стабильность. Если в линии Izor использовалась рамка, то в Nomad мы применили только узкую полосу наноматериала.

И еще один вопрос – по поводу Integral Bridge. В новом сезоне появились новые модели лыж линии Race – GS10 iB и SL10 iB. Почему в них не использована уже апробированная конструкция?

Мы разработали новую конструкцию, ставя основную задачу – снизить вес. В основе – конструкция Power Bridge, которую мы интегрировали в тело лыжи, а сверху закрыли слоем декоративного материала. Конечно, снижена и жесткость Bridge, поскольку интегрированная конструкция намного более жесткая, чем устанавливаемая на лыжу сверху. Но снижение веса – это только часть того, что мы получили. С новой конструкцией увеличилась и прочность лыж: мы смогли устранить точки, в которых концентрация нагрузок была очень высокой. Такая конструкция получилась очень легкой, а рабочие характеристики сохранились на очень высоком уровне, поскольку исключены и шурупы, и возможные зазоры, а значит – усилия передаются на канты очень и очень точно.

Но почему тогда новая конструкция не используется в топ-моделях – GS 12pb, SL 12 pb, LT 12pb, ST 12 pb?

От этих моделей требуются максимальные рабочие качества, а вес не так критичен. Помимо этого, конструкция Power Bridge обеспечивает распределение веса ближе к пятке и носку лыжи, что важно для очень высокой точности дуг и высокой агрессивности, требуемых на трассах соревнований. А новые модели – это облегченная версия, «десятки» не требуют такой мощности управления, и распределение давления в зонах носка и пятки лыжи для них не так критично: это легкие и приятные спортивные лыжи, в которых все давление передается на канты в области ботинка. Эти модели – развитие модели GS9.

Записано на стенде Amer Sports на выставке ISPO в Мюнхене, начало февраля 2007 года

Спрашивал Георгий Дубенецкий

Tags: , , ,

Оставьте комментарий