Приэльбрусье. Обзор для тех, кто там ни разу не был

18. января 2009 | От | Категория: Поездки
Gosha

Gosha

Неважно, почему вы решили покататься на горных лыжах не в одной из Альпийских стран, а в России – не успели оформить загранпаспорт или просто в Европе этой зимой уже побывали, и захотелось покататься еще раз. Поезжайте в Приэльбрусье. В главной долине, где протекает река Баксан, сходится множество боковых ущелий, ведущих к самым знаменитым и красивым вершинам Кавказа, таким как Донгуз-Орун, двуглавая Ушба, Шхельда и, разумеется, Эльбрус — самая высокая вершина в Европе (5642 м).

Прежде всего Приэльбрусье — это красиво. Это сердце Кавказа, самая высокая и прекрасная часть этой горной системы. Сюда легко добраться от Минеральных Вод или Нальчика по автомобильной дороге идущей по Кабардино-Балкарии. В ясную погоду уже с равнины можно увидеть Эльбрус, который как бы парит над всем Кавказом. Живописная дорога к его подножию сначала идет по равнине, потом пологие холмы становятся все выше, появляются осыпи, начинается Баксанская долина. То там, то здесь виднеются небольшие группы коров и овец. Здесь нет серпантина, узенькой полоски шоссе и бездонных пропастей. Только в районе поселка Эльбрус склоны долины начинают сходиться, становится чуть сумрачнее, и за поворотом открываются настоящие горы с вечными снегами и языками ледников. Еще минут двадцать, машина сворачивает с основной дороги, и вот уже перед вами поляна у подножия горы Чегет.

Чегетская поляна — своеобразный центр Приэльбрусья. Сюда, на поляну, приходят автобусы с экскурсантами, сюда спускаются трассы, проложенные на горе Чегет, здесь назначают свидания и встречи, здесь же ждет множество машин с водителями, готовыми отвезти вас хоть на край света и днем и ночью. Над головой серебрится ледниками вершина Донгуз-Оруна, а дальний край поляны упирается в выкат Чегета. Вот где можно увидеть массу сценок «из жизни отдыхающих!» Экскурсанты и отдыхающие из кавказских здравниц катаются на санях, картонках и собственных попах. Во всех направлениях ползают неуправляемые новички, между ними проскальзывают спускающиеся сверху более опытные лыжники, скоростные снаряды с алкоголем внутри и детьми наперевес носятся на пересекающихся курсах.

Вся поляна завалена снегом, по которому проложены тропки к рядам кафе, а чуть в стороне — ожерелье из частных отелей, небольших и очень уютных. В каждом отеле есть прокат, так что везти с собой снаряжение совершенно не обязательно, а некоторые из них имеют выделенную линию Интернет, так что здесь можно и поработать после катания. Окна большинства отелей смотрят на Чегет. Утром после снегопада пьешь кофе и смотришь, что за погода, включили-ли подъемники.

Два пункта проката, магазинчики и комфортабельный туалет около нижней станции «парной» канатной дороги – это граница цивилизации, выше, на горе, имеются только два дощатых «места общего пользования», из которых открывается потрясающий вид на Баксанскую долину — двери в них отсутствуют. Но сюда в основном приезжают те, кто готов мириться с отсутствием сервиса и склонов «как в Альпах».

Любители гор в эту долину начали ездить еще в 30-е годы, тогда отдыхающих принимали старейшие турбазы Приэльбрусья – расположенная ниже по долине «Эльбрус» и военная «Терскол» в одноименном поселке, которые в модернизированном виде существуют и сейчас. Летом здесь очень красиво, горные луга с дурманящим запахом цветов, рододендроны, черные тюльпаны, а сверху – шапки вечных снегов на красивых вершинах привлекают массы альпинистов и горных туристов. Горнолыжный «бум» стартовал в начале шестидесятых годов, именно тогда по дну Баксанского ущелья проложили благоустроенную асфальтированную дорогу и приступили к строительству туристских гостиниц. Одновременно с гостиницами строились и комплексы канатных дорог по склонам Чегета и Эльбруса. Первый, как тогда писали, «дворец из стекла и бетона» — гостиница «Иткол», ориентированная на прием интуристов, заработала в 1966 году. Кстати — именно здесь во время съемок фильма «Вертикаль» жил Владимир Высоцкий, он очень любил эти края, иногда приезжал буквально на пару дней погулять-подышать здешним воздухом. Восемь лет спустя первые горнолыжники поселились в туристской гостинице «Чегет». Она и сейчас всегда полна, но уровень комфорта, кухни и сервиса не выдерживает конкуренции с новыми частными отелями. Подавляющее большинство приезжающих сюда зимой любят эти места такими, какие они есть: не слишком комфортными, но фантастически красивыми, где в очереди у подъемника можно из года в год видеть знакомые лица, в концертном зале послушать песни о горах и лыжах, а вечером в баре от души наговориться о лыжах и посмотреть свежие фильмы – опять о лыжах.

Некоторые из завсегдатаев этих мест, не обремененные большим количеством свободных дензнаков, едут сюда в плацкартном вагоне или на автобусе и останавливаются в частном секторе в поселке Терскол – хозяева-балкарцы уже давно стали хорошими знакомыми, да и старенькая мебель уже «обмялась» под все выступы тела. Правда, отопление и электричество временами отключают, а из соседней комнаты может доноситься сильный запах шерсти – надо же где-то хранить и перерабатывать продукцию натурального хозяйства, но это, как и рынок на Чегетской Поляне — с обязательными кавказскими свитерами, медом, бараньими шкурами и куклами в национальных костюмах, лишь добавляет колорита в долгожданный отпуск,

Утром у подъемников Чегета может быть народ, но в остальное время очереди, как правило, вполне терпимые, как раз успеваешь немного отдохнуть – спуски здесь непростые. Большие очереди бывают только в выходные и праздничные дни, когда снизу – из санаториев региона Кавказских Минеральных Вод, приезжает большое количество экскурсантов, которых завсегдатаи этих мест называют «шапками», и не слишком жалуют.

Пока поднимаешься на канатке, на трассе видишь «павших», не справившихся со своими лыжами на неподготовленном склоне. Неопытным лыжникам на Чегете приходится очень непросто: учебного подъемника нет, сложные склоны вынуждают слабо катающихся лыжников уходить в заднюю стойку – «садиться на стул». Чегет – гора дикая, и ратраки (машины для подготовки трасс, похожие на легкий бульдозер с широченными пластиковыми гусеницами) на его склонах хотя и имеются, но не слишком утурждают себя своим прямыми обязанностями. Да и камни никто с так называемых «трасс» не убирает, кое-где можно встретить и опоры давным-давно не работающих подъемников. С раскатанных лент, в стороны лучше не уходить. Трассы здесь не оснащены ограждением и разметкой, с непривычки легко заблудиться – совсем рядом крутые или с виду спокойные, но лавиноопасные склоны. Зато здесь рай для опытных любителей внетрассовых спусков, которых легко узнать по загорелому лицу и постоянному спутнику — рюкзаку, из которого торчит рукоятка лавинной лопаты. Встретить их можно только на подъемнике: поднявшись, они уходят вдаль от подъемников, на хорошо знакомые им очень непростые спуски, где местами ширина «проезжей части» крутизной под сорок пять градусов едва вмещает в себя лыжи, поставленные поперек склона.

В шести километрах выше Чегета находится второй регион катания – трассы на склонах горы Эльбрус. Спуски на склонах Эльбруса на большей части относительно комфортные, их готовят ратраки. Сюда обязательно нужно приехать хотя бы раз, чтобы подняться на новом скоростном подъемнике и насладиться великолепным видом. Здесь — единственная отратраченная трасса в Приэльбрусье, и народа на ней хватает. Со станции Мир, где есть кафе и музей обороны Приэльбрусья, и еще выше – от «Приюта 11», в хорошую погоду открывается фантастическая панорама Кавказа. От верхней станции подъемников до скал в районе высокогорной базы «Приют 11», на высоту более четырех километров желающих подвозят ратраки – экзотика! Где в Альпах вы найдете такое место? Выше одного из символов Французского Шамони – пика Эгюй дю Миди, откуда начинается спуск по знаменитой Белой Долине, намного выше вращающегося ресторана на горе Аллалин в Швейцарском Саас-Фе. И дикая красота безмолвных гор вокруг, до самого горизонта…

Постоянные посетители этих мест раньше выезжали к подъемнику на Эльбрус часиков в семь утра — позже время на стояние в очереди у нижней станции подъемника могло достигать 3 – 4 часов.Сейчас здесь заработала новая гондольная дорога и теперь очередей на Азау не будет. по крайней мере, внизу.

И еще одно: с раскатанных трасс и на Эльбрусе, и на Чегете, без сопровождения гидов уходить не советуем. Если хотите увидеть нереально красивые дикие места, договоритесь с гидами. Ежедневно опытные специалисты будут информировать вас о состоянии снега и погодных условиях, подберут маршруты спуска по силам, обеспечат необходимым снаряжением – для обеспечения лавинной безопасности, а также широкими лыжами, если ваши не слишком подходят для катания вне трасс.

На высоте, под ярким солнцем, аппетит разгуливается просто фантастический. Но потерпите – пообедать лучше внизу, на склонах питание может стать причиной проблем. Одна из причин – воду привозят снизу, и на хозяйственные нужды ее просто не хватает, и посуду могут мыть снегом. Коньяк имеет мало общего с этим напитком, а салат может оказаться не слишком свежим… На горе Чегет рекомендуем только пирожковую, расположенную чуть ниже кафе «Ай», а на Эльбрусе – кафе на станции Старый Кругозор.

А вот внизу, в кафе и ресторанчиках, разбросанных у подножия Чегета и Эльбруса, можно вкусно пообедать рублей за сто-двести. Вот уж с чем не могут тягаться Европейские курорты — так это с дешевой и очень вкусной едой. Кстати, об алкоголе: домашние вина «типа Изабеллы» необходимо пробовать – они везде разные по вкусу и качеству. Очень рекомендуем при случае попробовать белое десертное вино «Янтарь Ставрополья», а также дешевые и вкусные Дагестанские коньяки. А вот с Прасковейскими коньяками будьте внимательны – множество подделок, поскольку оригинал просто великолепен.

Словом, здесь во всем примерно поровну плюсов и минусов. Для опытных лыжников, любителей экстрима, плюсы перевешивают, и они возвращаются сюда из года в год. Но даже если вы и не слишком опытны, хотя бы раз приезжайте в Приэльбрусье. И вы убедитесь, что, несмотря на все минусы, вам после возвращения домой очень скоро снова захочется увидеть суровую ледяную шапку Донгуз-Оруна, нависающую над склонами Чегета.

Ски-пасс

Два отдельных региона катания, расположены на расстоянии около 6 км

Абонемент на день — 850 рублей (сезон 2008-09)

Где отдохнуть

В основном ночная жизнь проходит непосредственно в гостиницах. Стоит упомянуть гостиницу «Чегет» — бар с рок-н-рольным уклоном и фильмами по снежной теме, тир, игровой зал, кинозал, проходят различные концерты.

Где поесть

Среди кафе и шашлычных, расположенных на Чегетской поляне, отметим «Теремок» — это действительно ресторан. Очень неплохо готовят в ресторанах и кафе всех отелей, перечисленных ниже. Остальные кафе и шашлычные примерно одинаковы – в каждом найдутся вкусные блюда. Где-то хорош борщ, в другом месте – шорпа, обязательно попробуйте густой лагман и чанахи – картофельный суп с бараниной. И возьмите хычины – это сытные лепешки с различной начинкой, в каждом кафе свой рецепт. Очень неплохи шашлыки из осетрины, жареная на решетке форель, фаршированный карп.

Где поспать

Лучшими малыми гостиницами России в этом году признана сеть отелей «Озон». Все отели сети – безусловно, лучшие в Приэльбрусье. Например, «Озон-Чегет» на Чегетской поляне — 5-ти этажное здание — 20 номеров, оборудованных итальянской мебелью. Сутки проживания в двухместном номере обойдутся в высокий сезон 5600 рублей (включая завтрак — шведский стол и ужин — меню из 3-х блюд). В отеле есть каминный зал, комната отдыха, биллиард, дискотека, интернет, игровые автоматы, ресторан, бар, кафе, прокат снаряжения, прокат автомобилей.. Бесплатный автобус от отелей «Озон» постоянно курсирует до станций подъемников на г. Чегет и г. Эльбрус. В номере – все удобства, фен, сейф, телефон, мини-бар и спутниковое ТВ.

Телефон/факс: +7 (866 38) 71-453, +7 (866 38) 71-345

cheget@hotelozon.ru

http://cheget.hotelozon.ru

«Балкария»

Очень уютный отель на поляне Азау (у подножия Эльбруса) с самыми разнообразными номерами, некоторые из которых оборудованы джакузи. Сутки проживания — от 3000 рублей за номер, бесплатная парковка, завтрак стандарт, ужин a la carte. В отеле автономное электро- и водоснабжение, сауна, своя прачечная, бизнес-центр, выделенная линия Интернет, кардридер, цветной принтер. Прокат снаряжения, видеотека, библиотека, кафе-бар в традиционном стиле с камином и кальяном и диско-бар с бильярдом и киноэкраном.

Приэльбрусье: +7 (866 38) 71-257

Московский офис: +7 (095) 250-6637

hotel@balkaria.com

http://www.balkaria.com/

«Заповедная Сказка» — расположенный на Чегетской поляне комплекс срубов-коттеджей (всего 13 номеров). Двухместный номер обойдется в высокий сезон 2600 рублей (с полупансионом). В отеле есть автостоянка, сауна с бассейном, массаж, биллиард, ресторан, бар, прокат снаряжения. В номере – все удобства (есть фен), мини-бар и спутниковое ТВ.

http://www.hotelscazka.ru

Телефон/факс: + 7 (866 38) 71-279

mail@hotelscazka.ru

«Поворот» — уютный отель в сосновом лесу около Чегетской поляны. 5-ти этажное здание — 16 номеров (от 36 до 70 кв.м.), в каждом из которых по желанию может разместиться 4 человека и даже больше, двухместный номер обойдется в 2000 рублей в сутки (с полупансионом). В номерах различные варианты двуспальных и односпальных кроватей, большие холодильники, все удобства (есть фен), сейф, телефон, мини-бар и спутниковое ТВ. Шесть люксов, (4 двухэтажные) с каминами. Завтрак шведский стол, ужин  из трех блюд. В отеле есть биллиард, дискотека, интернет, ночной клуб, ресторан, бар, шашлычная, прокат снаряжения.

Телефон: + 7 (866 38) 71-499, 71-449
Факс:       + 7 (866 38) 71-499
povorot2004@mail.ru
http://www.povorot.ru

«Эсэн» — 5-ти этажное здание, расположенное прямо возле подъемника на г. Чегет. 30 номеров, 76 мест. Двухместный номер со всеми удобствами обойдется в высокий сезон 2000 рублей (с завтраком). В отеле есть автостоянка, камера хранения, кафе, бар, прокат снаряжения. В номере – все удобства (есть фен), ТВ.

http://www.esen.ru/

Телефон: + 7 (866 38) 71-474

Как добраться:

Аэропорт и железнодорожный вокзал находятся в Минеральных Водах.

Рейсы Москва – Минеральные воды выполняют авиакомпании Сибирь, Аэрофлот, КавминВодыАвиа. Тарифы на билеты зависят от сезона, около 4000 рублей в одну сторону. Время в полете около 2 часов.

Поездка по железной дороге: меньше всего по времени (24 часа) идет поезд №4 Москва-Кисловодск. На поездах Москва-Нальчик или Москва-Владикавказ ехать часов на 6 подольше, но билеты стоят в полтора раза дешевле. В сезон есть и автобусные рейсы, но их рекомендовать мы не можем.

Можно заказать трансфер из отеля или воспользоваться услугами такси или микроавтобуса, которых в аэропорту очень много. До Приэльбрусья 200 км (примерно 2,5 часа езды). Есть и дешевые автобусы, но поездка на них вдвое дольше.

Внетрассовое катание с гидами:

На Чегете — «Фрирайд с гидами» http://www.freeski.ru/ freeski@mail.ru

Телефон: +7(926) 230-8464

На Эльбрусе – www.go-elbrus.com

Места в группах нужно резервировать заранее.

И совет напоследок: Помните сентенцию (немного перефразированную) товарища Сухова из «Белого солнца пустыни»: «Кавказ – дело тонкое».

Статья подготовлена для журнала Ski Pass.

Ноябрь 2006

Георгий Дубенецкий

Tags: , , , , , , , , , , , , , , ,

Оставьте комментарий